Императорская мода: кринолины, корсеты и другие вещи, которые носили царские особы до XIX века
В первую очередь необходимо учитывать, что наряд царской особы был направлен прежде всего на создание имиджа государства, поэтому императрицам приходилось сочетать личные предпочтения, модные каноны и политический аспект. Благодаря реформам Петра Великого в России появились немецкое и французское платья, которые болезненно внедрялись в ряды бывшего боярства, а вместе с ними и демократизация стиля, и само понятие «мода». Но начнем с допетровской эпохи с ее соболями, кафтанами и кокошниками. Шик a la russe Тогда, как и сейчас, главным трендом была многослойность — даже в жару бедным боярам приходилось терпеть большое количество одежды, чтобы показывать свою статусность и величественно передвигаться по палатам, а иначе и не получалось из-за тяжести ноши, которая порой достигала 15 килограммов. Царевны носили широкую одежду с разрезом посередине, но не забывали подчеркивать талию. Под платье надевали рубаху, которую расшивали жемчугом и драгоценными камнями, — она и была центром всего старомосковского гардероба. Но самым популярным оставался шушун — длинный расклешенный сарафан с откидными рукавами и меховым воротником. Для русского климата к нему прилагалась душегрея, которую носили и дворяне, и крестьяне. Душегрея была аналогом короткой куртки. Много внимания царевны уделяли головному убору: ходить с непокрытой головой было недопустимо для замужних женщин, поэтому они обшивали кокошники дорогими тканями, а под низ надевали повойник — головной платок. Шик a la française Революционное для русской культуры XVIII столетие еще называют женским веком: за это время на престоле успели побывать пять императриц. Фавориток Екатерины I уже минул шок петровской эпохи, и они охотно носили пышное платье с кринолином и невозможным корсетом, и из-за чрезмерной утяжки с ними случались обмороки. Поверх такого платья носили «робу» — верхний слой распашной ткани, украшенный цветами и кружевами. Опять-таки европейцы навязали цветочный принт и яркие цвета, что после пуританского XVII века создавало впечатление вечного праздника. Появилась тенденция оголять плечи, руки и декольте — в общем, тотальная европеизация, которая стала добровольно-принудительной. На улицах появились «пандоры» — наряженные в самые современные костюмы куклы, демонстрирующие правильный стиль одежды. Они являлись прообразом модных журналов. Огромное количество аксессуаров никак не могло навредить образу XVIII века, такая тенденция пришла из Франции, а французы, как известно, в моде понимают больше нашего. Вошла в моду обувь на очень высоком каблуке, надушенность и напудренность сверх всякой меры — полный выход из зоны комфорта ради шага навстречу цивилизованному миру. Первая среди модных Елизавету Петровну шутя можно назвать «шальной императрицей»: период ее правления — это круговорот балов, празднеств и маскарадов. Дочь царя-реформатора очень ревностно относилась к внешнему виду придворных, и если ей не нравился костюм кого-то из окружения, то неудачливый вельможа мог попасть в немилость. Кроме того, щедрая на выдумки царица требовала от дворян соответствия цвета их платья оттенкам интерьера дворца. Позже историки назвали это явление модной тиранией. Публицист Казимир Валишевский писал в книге «Дочь Петра Великого», что Елизавета с нетерпением ждала товары из Франции, чтобы первой ознакомиться с новыми шелками, фасонами и лентами, «прежде чем это сделают другие щеголихи». Государыня во всем любила барокко и чрезмерность, и именно она ввела в моду тенденцию носить на голове дома и фрегаты. Да-да, на пышный начес и шиньон водружались игрушечные корабли. Даже «галлы» причесывалась более скромно — во времена «короля-солнце» Людовика XIV ценились маленькие прически с букетиками или лентами. Пожалуй, этот «тренд» наиболее полно характеризует модную специфику елизаветинского двора. Великая и практичная Cтиль двора эпохи Екатерины II сохранил традиции Елизаветы, но императрица несколько «успокоила» модную истерию и разрешила фаворитам носить то, что им нравится. Царица возглавляла Семеновский и Преображенский полки, и после переворота она начала носить фасон платья-мундира, что очень соответствовало ее несколько мужскому характеру. Екатерина старалась сделать свою фигуру величественной, и пышные платья обязывали общаться с императрицей на почтительном расстоянии. В это же время пика популярности достигли фижмы — разновидность широкого кринолина. Их ввела в моду взбалмошная французская королева Мария-Антуанетта, а тогда было принято подражать всему французскому, поэтому русские царицы почти нигде не были новаторами. Размеры фижм устанавливались согласно рангу мужей их владелиц, даже появилось выражение «фижмы самые малые». Чем важнее дама, тем шире у нее было платье. Эпохи меняются, а стиль остается. Теперь по картинам и свидетельствам мы можем проникнуться модным духом и, может быть, устроить карнавальную вечеринку, такую как в «барочную» эпоху. Чувственность, игривость и театрализованность были главными «трендами» этого периода, во многом благодаря его женскому характеру, что в России, что в Европе. Подписывайся на страницы WMJ.ru в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram! Текст:Марина Токарева Фото:Shutterstock/VOSTOCK