Скажи мне, сколько у тебя белых рубашек, и я скажу, кто ты…

При входе на выставку с ярким названием «Красавец мужчина», которая открылась в петербургском Музее музыки, посетителей встречает фотогалерея черно-белых портретов известных актеров - не в ролях, а в жизни. Но и в жизни «все они красавцы, все они таланты» - у Окуджавы, правда, дальше «все они поэты», но это суть дела не меняет. Тем более что многие из тех, чьи изображения мы видим, и поэты тоже. Высоцкий, например. Но главное - все они красавцы. Особенно много таковых было в БДТ времен Товстоногова, включая его самого. Из «героев наших дней» чести попасть в галерею красавцев удостоились Хабенский и Козловский. Но красота всех «присутствующих» на фото не столько внешняя, сколько внутренняя - талант сильно украшает мужчину. Ну и умение носить костюм тоже не последнее дело. У актеров это умение вообще часть профессии. Сто пуговиц на одного Поэтому выставка «Красавец мужчина» имеет еще и подзаголовок - «Русский модник на театре». И раскрывает она тенденции и веяния мужской моды, которая так или иначе связана с театральной и околотеатральной жизнью, начиная с времен царствования Петра I, когда «в моду» ввели отсутствие бороды. Ну а первые «щеголи европейского образца» на Руси появились при Елизавете Петровне. Назывались они на французский манер - «петиметры» и следовали, соответственно, французской моде. Одним из первых петиметров, например, был фаворит императрицы граф Шувалов. Позже французский шик уступил место английскому, и вообще мода была напрямую связана с политическими настроениями, царившими в стране. На выставке «Красавец мужчина» все эти изменения представлены во всех подробностях. Здесь можно увидеть, как трансформировалась мужская мода с течением времени - от тяжелых камзолов и пыльных париков до изящных смокингов и тросточек. Естественно, носителями моды были мужчины из высших слоев общества. Те, у кого были деньги и время на все эти изыски. Потому что мода менялась стремительно и у нее было много нюансов, уследить за которыми могли только сильно «заточенные» на эту тему товарищи. Так, в XVIII веке мода только на пуговицы, которые носили тогда скорее декоративные функции, за год менялась по четыре раза. Учитывая, что на некоторых костюмах пуговиц было штук сто, перешивать в течение года пуговицы в виде оливок на «бочонки», а потом на «гвоздики» могли позволить себе только очень обеспеченные индивиды. Признаком принадлежности к высшему обществу также были белые рубашки. Понятно, что пачкались они быстро, их надо было часто менять - и на это тоже требовались время и деньги. Кстати, рубашки времен Пушкина были длинные, до колена, с разрезами по бокам. «Краса ногтей» дельных людей Но кроме рубашек и пуговиц в старину было еще столько мелочей, которым должен был уделить внимание настоящий щеголь, что современным модникам и не снилось. Часы и табакерки, трубки и маникюрные принадлежности, трости, галстуки и шляпы - эти аксессуары, всё многообразие которых представлено на выставке, были неотъемлемой частью модного образа. При этом не отменялось главное - «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», сказал Александр Сергеевич, тоже не последний человек в мире моды. Успевавший одновременно писать гениальные стихи. Так же как его учитель Гавриила Державин, по воспоминаниям современников, выходивший к гостям по моде своего времени в шлафроке - халате с запахом - на беличьем меху. Нарядные халаты вообще долгое время считались вполне приличным и далеко не домашним нарядом. Так, певец Федор Шаляпин в некоторых своих подходящих к образу халатах даже выходил на сцену Мариинского театра. А на выставке можно увидеть его халат в восточном стиле, который в то время вошел в моду. А композитор Михаил Глинка носил восточную феску - шапочку с кисточкой, которую тоже можно увидеть среди экспонатов. Вообще удивляет количество и качество сохранившихся до наших дней костюмов и аксессуаров, принадлежавших выдающимся личностям. Сумевшим совместить, казалось бы, несовместимое - богатый внутренний мир с погоней за модными тенденциями. Пушкин, как всегда, был прав - «краса ногтей» вполне может быть в мыслях и у «дельного человека». Спорт, погубивший стиль Ну а где всю эту красу выгуливать - только в театре. Как на сцене, куда некоторые актеры иногда даже выходили в своих костюмах, если позволяла пьеса, так и в зале, где проходил своеобразный модный показ. И мужчины по щепетильности тут не отставали от женщин. Если смокинг - то только черный галстук-бабочка, если фрак - то только белый. И так далее. Даже сменивший фраки и смокинги в 1830-х пиджак, поначалу считавшийся вызовом обществу, со временем оброс правилами этикета. В сером нельзя было приходить на званый ужин, белый галстук к пиджаку - моветон, нижняя пуговица всегда должна быть расстегнута. Ну и белые носки к черным брюкам - удар под дых настоящему денди. Все эти тонкости, конечно, окончательно погубила революция 1917 года, когда и в театральные залы, и на сцену стали выходить совсем другие персонажи. Но первый удар, еще в XIX веке, нанес… спорт. Именно с увлечения физкультурой, для занятий которой требовалась специальная, более простая одежда, началась и «деградация» одежды повседневной и парадной. Тот самый пиджак - первый шаг в этом направлении. Но, наверное, никто и представить себе не мог, что в конце XX века в театральные залы придет публика в спортивных костюмах. К счастью, она очень быстро оттуда ушла, но в анналах истории этот эпизод останется. Так что вполне возможно, что лет через сто на выставке с похожим названием наши потомки увидят и пресловутые спортивные костюмы, и черные кожаные пиджаки, в которых сегодня ходит сегодня весьма значительная часть наших театральных «модников». Жутковатое будет зрелище. Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант» Фото автора

Скажи мне, сколько у тебя белых рубашек, и я скажу, кто ты…
© Интересант