Визитная карточка и оберег. Почему на казачью моду нет переводу
Пока донской край только начинает играть весенними красками, многие представительницы прекрасного пола уже задумались о модных веяниях предстоящего сезона «весна-лето». Тёплые зимние вещи уходят в шкаф, самое время женщинам предстать во всей красе. А как говорят специалисты, чтобы узнать, что будет в тренде в будущем, надо... заглянуть в прошлое. Традиционный костюм казачки - это целая история, философия, мировоззрение. Её одежда не только предназначена для прямых функций, но и как оберег защищает хозяйку от злых духов. Костюм, как паспорт, может поведать о женщине многое: о знатности рода, семейном положении, количестве детей. Кроме того, это - красиво и удобно, и не случайно многие элементы казачьего (и даже скифского) женского костюма используются модельерами и по сей день. Об этом « АиФ на Дону» рассказала преподаватель истории искусств Ростовского техникума индустрии моды, экономики и сервиса, художник-стилист по проектированию костюма Галина Попова. Вольные в выборе Надо отметить, что на Дону всегда относились к одежде, как к одному из существенных признаков самостоятельности. Однако вначале у казаков не было своего костюма. Он формировался в результате взаимодействия различных народов, населявших Дон и живших по соседству. Тех, с кем они торговали или воевали. Элементы одежды, головных уборов, обуви русских, украинцев, татар, жителей Кавказа, турок смешались в наряде вольных людей. Поэтому облачение донских казачек было пёстрым, ярким, многослойным. «Одежда подчеркивала характер и внешность хозяек. В наряде прослеживалась смесь восточных и славянских кровей дончанок, их особый, вольный уклад жизни. Казачка обладала неукротимым духом, но в тоже время была предана своей семье и казачеству. Была верной женой, заботливой матерью, образцовой хозяйкой, однако могла взять в руки оружие и встать рядом с мужчинами на защиту родины. Вообще, казачки были большими кокетками, но за границы флирта они не переступали», - рассказывает стилист. Вот и в костюме элегантность скромность, строгий крой, прямые линии прекрасно ужились с яркими красками и пышными узорами. Крылья бабочки Костюм казачки не обходился без кубелека - верхнего платья с завышенной талией. Напоминает распашную тунику. Под низ надевали тонкую рубашку и шаровары, на татарский манер. Кубелек - это тюркское слово, что в переводе означает «мотылёк». Когда девушка поднимала руки вверх, широкие рукава рубахи напоминали крылья бабочки. «Без платка казачки не выходили из дома. Они должны были полностью покрывать головы. Ведь по поверьям считалось, что волосы женщины обладают магической силой. А некоторые казачки, кроме этого, платками прикрывали часть лица, как женщины Востока. Зимой девушки старательно оберегали лицо от сильного степного ветра, летом от загара и других внешних влияний», - делится Галина Попова. Незамужние девушки носили челоуч - налобную повязку, а косу украшали лентами. Замужние женщины носили повойники - мягкую шапочку, поверх которых завязывали платок. На Дону сохранялась традиция покрывать волосы, собранные в пучок на затылке, шлычками. Особое внимание в одежде отводили кружевам, тогда их делали вручную. При этом во время плетения мастерицы произносили заклинания и молитвы. Считалось, что это отгонит злых духов и привлечёт удачу и счастье. Магическую вышивку размещали на одежде в районе груди, рукавов и на головном уборе. Кстати, плести кружева девочки начинали с шести-семи лет. Исчезли шаровары Европейская мода на Дон пришла только после Отечественной войны 1812 года. Традиционный костюм с кубелеком постепенно начал уходить из быта. Исчезли шаровары и запаски - юбки из двух полотнищ ткани. Почти повсеместно в тренд вошёл наряд - парочка, который состоял из длинной юбки и кофты. Излюбленными у дончанок были блузки кирасы со стоячим воротником и баской, подчёркивающей природную стать казачки, а также распашная кофта матинэ с пышными сборками на груди. У каждой модницы в гардеробе были приталенные кофты на корсаже до бёдер с небольшой баской. Назад в будущее «История костюма на Дону интересна и насыщенна настолько, что многие современные модельеры вдохновляются историческим костюмом дончанок по сей день, для своей работы берут элементы из казачьей культуры», - рассказывает Галина Попова. Модные платья в современной версии достаточно далеки от традиционного донского костюма, но в них используются базовые элементы наряда. На фото с модных показов можно увидеть и платья полуприлегающего силуэта, и модели с широкой юбкой в пол, блузки с баской. «Женщина - картина, обрамлённая одеждой. А женщины Дона - это лучшая пропорция смешения разных культур и народов», - резюмирует Галина Попова.