Светлана Ефремова, основательница магазина «Сахарок»: «В бизнесе важно понимать свою аудиторию, а ещё лучше — быть её частью»
— Больше всего на свете я хотела (и одновременно с этим боялась) открыть собственный бизнес — финансовой «подушки безопасности» у меня не было. Не сказать, что я увлекалась украшениями: я бы могла продавать всё, что мне по-настоящему нравилось, даже полотенца, но на что-то масштабное у меня просто не хватало денег. Я выбрала украшения абсолютно интуитивно. На первую небольшую партию я потратила 30 000 рублей — я тогда сделала пост в инстаграме, и все модели тут же раскупили. Спустя два месяца после запуска близкая подруга, у которой тоже был свой проект, предложила мне разделить с ней небольшое помещение на Большой Никитской — она с командой использовала его два раза в неделю для своего проекта Stay Hungry. Так у «Сахарка» появилась первая шоу-рум в центре Москвы. Украшения я раскладывала на мраморной плите весом семьдесят килограммов, и чтобы каждый раз убирать её со стола, мне приходилось выходить на улицу и просить проходящих мимо мужчин помочь. Надо мной тогда все смеялись, но я считала, что мне просто необходима эта тяжеленная мраморная плита, ведь без неё образ «Сахарка» был бы незаконченным. Над названием для магазина я думала месяца полтора. Сейчас все говорят, что мне нужна какая-нибудь красивая легенда, но на самом деле всё просто: сахарок — так меня называют друзья. В любом бизнесе очень важно понимать свою аудиторию, а ещё лучше — быть её частью. Ко времени появления проекта я была девушкой, которая покупала простые колечки за 1 500—2 000 рублей. Когда я захотела понять, какую нишу на рынке занять, я задала себе вопрос: что было бы интересно мне и моим подругам? В то время в моде были крупные пластиковые украшения, но я сделала ставку на минимализм. И это был не серьёзный расчёт, а интуиция. Примерно через шесть месяцев после запуска «Сахарка» в России начался кризис, и многие предприниматели, которые делали закупки в иностранной валюте, со сменой курса мгновенно ушли в минус. Я тоже привозила часть украшений из Гонконга, но объём был совсем небольшим — это меня и спасло. Во время кризиса на рынке появилось много российских дизайнеров, которые стали делать хорошие недорогие украшения — я быстро переключилась на них. Himere — первый российский бренд, который я стала продавать, а уже через полгода на меня просто сыпались запросы от наших дизайнеров: все хотели продаваться в «Сахарке». Сейчас 99% брендов, которые к нам обращаются, мы отказываем. Мне очень важно, чтобы дизайнер относился к своему делу как к работе, а не как к хобби. От этого зависит многое в нашем с ним взаимодействии, в том числе и то, сможет ли бренд справляться с нужным нам количеством поставок. — За три с половиной года существования «Сахарка» я поняла: нет ничего сложнее, чем собрать команду увлечённых и небезразличных людей. Мне кажется, что в бизнесе не существует более сложных задач. Наверное, это единственная причина, почему у меня до сих пор нет магазинов за границей. Культура ношения простых украшений только формируется. Сегодня в моде крупные модели необычных форм, и я думаю, на ближайшее время эта тенденция сохранится. Мы в магазине поддерживаем такой тренд — у нас много подобных красивых украшений. Тем не менее девушкам по-прежнему хочется покупать универсальные вещи, которые уместны в любой ситуации и которые можно носить не снимая. Самые популярные украшения в «Сахарке» — простые гвоздики и браслеты. — Аудитория «Сахарка» растёт вместе с нами. Поэтому сейчас, когда мне самой хочется носить маленькие бриллианты, мне кажется, что и наши клиенты тоже с удовольствием будут их носить. В декабре мы запустили собственное производство, так что теперь «Сахарок» — это не только мультибрендовый магазин, но и бренд украшений. На это ушёл целый год — год после того, как образцы коллекции были готовы, — но я считаю, это лучшее, что мы сделали за всю историю проекта. Мы будем развивать это направление как приоритетное. Для команды это настоящий вызов — мы все участвуем в разработке украшений. Мы вложили миллион, чтобы построить новый сайт, который хотим использовать как медиаплощадку для интервью и видеоконтента — это тоже важное направление для развития. Советы начинающим предпринимателям от Светланы Ефремовой Любите то, что делаете, и делайте то, что любите. Это легко: задайте себе вопрос о том, чем вам будет интересно заниматься в течение следующих десяти лет. Мне — настройкой работающих систем. Потому что свой бизнес — это ежедневная работа, даже если вы берёте месяц каникул, вы всё равно каждый день участвуете в процессе. Делайте продукт для себя, будьте частью той аудитории, на которую вы ориентируетесь. Это важно, потому что можно строить миллионы гипотез относительно того, что выстрелит, а можно просто это чувствовать. Придумайте себе график и не забывайте расслабляться, потому что самые классные идеи приходят во время прогулок, медитаций и отдыха — когда в голове есть для этого свободное место. Полюбите свои ошибки — относитесь к ним как к бесценному сокровищу, и тогда идти вперёд будет не страшно. Не торопитесь. Развивайтесь в естественном темпе, чтобы ошибки были соразмерны вашим возможностям за них заплатить. Занимайтесь распространением. Меня всегда поддерживала пресса, однако я никогда не платила ни за одну публикацию о «Сахарке» в СМИ. Не бойтесь писать журналистам, редакторам известных изданий. Честный человеческий подход вместо сухого шаблонного пресс-релиза — лучшее, с чего вы можете начать общение. Рассказывайте всем о вашем проекте, о том, чем вы отличаетесь от других. Необходимо найти свою аудиторию не только среди покупателей, но и среди прессы, которая будет вас любить и поддерживать. Умерьте свой перфекционизм: если каждый день — по чуть-чуть, шаг за шагом —двигаться вперёд, то всё обязательно получится. Статьи по теме Как превратить обычную квартиру в квартиру мечты: 10 советов от популярного блогера Лины Кузнецовой Мария Фикссон: «Не бойтесь, что всё придётся делать самостоятельно, если у вас нет инвестиций и больших денег» Как стать счастливым: 15 советов от Александра Тихомирова Катя Бутко: «Нет ничего более привлекательного, чем индивидуальность» Запись "Светлана Ефремова, основательница магазина «Сахарок»: «В бизнесе важно понимать свою аудиторию, а ещё лучше — быть её частью»" впервые появилась на сайте The-Challenger.ru.