Александр Васильев – о картинах на платьях, язычниках и африканских нравах

Историк моды и телеведущий Александр Васильев открыл на ВДНХ цикл выставочных проектов "Музей моды". Здесь будут представлены коллекции его фонда, в котором хранится 65 тысяч экспонатов. Первая выставка – "Весна и мода" – уже доступна посетителям. Вся экспозиция – ностальгия по ХХ веку. Платья знаменитых актрис, пышные юбки в стиле new-look, газовые косынки, изящные трафаретные рисунки, работы именитых дизайнеров и уникальные аксессуары ждут ценителей прекрасного в павильоне №16 "Гидрометеорология". На открытии выставки Александр Васильев рассказал корреспонденту портала Москва 24 об идее объединить шедевры живописи и моду, вспомнил, почему ему так и не удалось провести выставку в Африке, и объяснил связь язычества и страха перед старой одеждой. – У вас уже есть музеи в Вильнюсе, Риге и Баку. Почему до Москвы очередь дошла только сейчас? Сам удивляюсь. Зато мы открываем музей знаменательно, в 2018 году – через 100 лет после революции. Это, конечно, говорит о некотором нашем культурном отставании. По идее, его надо было открыть в 1918-м и сохранить там всю моду ХХ века, а вместе с тем и века ХIХ, который был тогда еще близок. Но, увы, мы по сути своей язычники, и очень боимся старой одежды. Многие думают, что там живет какой-то крокодил, чертик или злой дух. И очень часто мне говорят: "А вы не боитесь энергии старых платьев? Не боитесь, что бывшая владелица вдруг выскочит из манекена?" Я обычно отвечаю: "Только язычники верят, что в предметах живет душа". Это не христианская идея, в стуле не живет душа, в тарелке тоже. И, естественно, не живет она в одежде. – Сейчас появилась мода на патриотизм, а как с патриотизмом в моде? В нашей экспозиции есть платье, рисунок ткани к которому сделан по эскизам великого французского художника Анри Матисса. Он создал много рисунков для ткани, и какая-то фирма купила их и выпустила модели. Мы все должны гордиться такой возможностью встретиться с большим искусством. Я был бы рад, если бы у нас выпускали ткани по рисункам Коровина, Билибина или Серебряковой. Но до этой тонкости мы еще не додумались, не смогли соединить национальных художников и моду. А в этом ведь и выражается патриотизм, любовь к родине. У нас все ходят в джинсах, футболках, кроссовках, бейсболках и пьют колу. О любви к родине можно забыть. Настоящий патриотизм – взять национального художника, напечатать его работы на ткани и сшить платье так, чтобы весь мир восхищался! – Почему в России до сих пор никто не додумался до этого? Потому что у нас "на чердаке сквозняк", мы не знамениты идеями. Своя текстильная промышленность у нас в плачевном состоянии, в основном все заказывают в Пакистане, Индии и Китае. Я делаю то, что могу на своем фронте. Мой фронт – это история моды. Я написал 30 с лишним книг, сделал массу семинаров, провел огромное количество выездных школ, сделал выставки в массе разных стран. Но всегда находятся злопыхатели, шипящие, "что там Васильев опять нам свои старые кружева показывает". Да потому что на ваши новые смотреть я не хочу. – Ваш музей моды ведь не первый в Москве? Да, в Гостином дворе уже есть музей моды, но без коллекции. При этом на него выделяются деньги из министерства культуры. А директор – Оксана Федорова. Ей бы еще двух помощников – Хрюшу и Степашу, уверен, втроем они создадут потрясающую выставку (смеется). Но, если серьезно, раз нет коллекции, незачем и музей заводить. В этом смысле я безапелляционен. Конечно, они могут взять что-то в другом музее, как и делают. Например, костюмы Надежды Ламоновой из музея МХАТ. Или они могут показать бижутерию Chanel, потому что у какой-то женщины с Рублевки ее много. А у меня все свое, 65 тысяч экспонатов. И я считаю, что надо последовать примеру Франции, которая дала мне орден Искусств и литературы, или Латвии, которая наградила меня Крестом признания: мне нужно дать орден за служение отечеству и сказать "спасибо за то, что вы это сохранили, за то, что вы добились того, что москвичи могут прийти и насладиться контактом с исторической модой". – Многие помогают вам в этой работе? К счастью, я не одиночка, только на зарплате в моем фонде работают 25 человек. У меня огромное количество реставраторов, дирекции в разных странах, филиалы в Париже, в Вильнюсе, конторы, везде сидят люди, стажеры, референты… Я не городской сумасшедший, который собрал платья, притащил их и поставил здесь. У нас все хорошо отлажено, мы разрабатываем огромный сайт, где будут представлены фотографии каждого платья с короткой информацией. Почему к нам так много обращаются из Европы? Потому что они находят то, что им нужно на сайте. Я совершенно не одинок, у меня много последователей, потрясающий куратор – дизайнер Кирилл Гасилин, который делает для меня великолепные выставки. – А ухудшение отношений с Западом вам не мешает? Мне нет, я ведь подданный и России, и Франции. Но для себя я решил так: в России я буду показывать русское, во Франции – французское. У нас представлено много европейских моделей, но мы хотим сохранить связь с нашей страной – через музыку, дизайн и аксессуары. Почему так много Европы и Америки? Потому что мода все равно всегда приходила к нам из-за границы. Мы ее перерабатывали, освежали, видоизменяли, перешивали, укорачивали, удлиняли, перекрашивали… Но эталоном всегда была заграничная мода, чаще польская или болгарская, румынская или югославская. Советский народ всегда был падок на импорт. Интересно, что даже в журналах мод, которые издавались в годы Второй мировой, внутри было написано: "Перепечатка из немецких журналов". Себе я эту загадку объяснить не могу. Воюем, бомбим, убиваем, но перепечатываем немецкие журналы. То есть, идолопоклонничество перед Западом существовало всегда, даже когда ничего этому не способствовало. – О моде времен войны не часто говорят. Вас эта тема интересует? Я как-нибудь обязательно сделаю специальную выставку про войну и моду. Но начинать с тяжелых тем я не хочу: музей только открывается, и пусть он начнется с весны. Тем более, экономическая и политическая атмосфера сейчас не самая приятная, и я хочу, чтобы здесь люди об этом забывали. Я считаю, что сначала нужно показать позитивное, а потом уже можно показать и моду за "железным занавесом", и моду холодной войны. Планов огромное количество, у меня 65 тысяч экспонатов, я могу без конца такие выставки проводить. – Возвращаясь к теме Запада: насколько там интересна история моды? Моя коллекция выставлялась практически на всех континентах, только Африка нами еще не охвачена, но, надеюсь, это не за горами. Правда, те переговоры, которые мной там велись, привели к печальным для меня результатам. Мне отвечали: "мы не хотим ничего европейского, потому что это связано с колонизаторами. Мы хотим только африканское искусство. Если у вас есть что-то, сделанное из кокосов и пальм – давайте посмотрим". Но у меня такого не было. Хотя, может, еще появится. – И в завершение, что именно должно привлечь людей в ваш музей? В Москве есть много музеев, но это не просто музей, а инициация – проект, который инициирует людей, приближает их к миру моды. И здесь постоянно будет полно народу, потому что мода интересна всем! Когда: 26 апреля Где: павильон №16 "Гидрометеорология", ВДНХ

Александр Васильев – о картинах на платьях, язычниках и африканских нравах
© Москва24