Ещё
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Звёзды

Не бизнес, а миссия. Как алтайский дизайнер возрождает национальный костюм 

Не бизнес, а миссия. Как алтайский дизайнер возрождает национальный костюм
Фото: АиФ - Алтай
Костюмы разных народов — это их история, культура, устои. Некоторые национальные костюмы вдохновляют молодых дизайнеров на создание своей коллекции. Показательной в данном направлении является неделя моды Aspara Fashion Week, которая прошла в казахстанском Шымкенте. В республике национальное направление активно развивается, а в рамках программы по развитию туризма большое внимание уделяется возрождению национального костюма.
Корреспондент АиФ-Алтай пообщался с дизайнером из Республики Алтай Кемине Сатуновой, которая на неделе моды не только заняла первое место в номинации за высокий уровень изготовления, но и получила восторженные отзывы директора итальянского журнала «Elle» Адриана ди Лелло и президента американского канала FNL Network Рокко Лео Гальотти.
Батрак с жирными губами?
, АиФ-Алтай: Кемине, вы пришли в дизайн одежды из… журналистики. Как такое возможно?
Кемине Сатунова: Когда ушла с телевидения и целый год сидела дома, то думала, как обустроить своё дальнейшее творческое существование. Или идти в театр (моё первое образование — режиссёр театра), или вернуться обратно в журналистику (второе образование — телережиссёр), или продолжить то, что было заложено с детства мамой и бабушкой (пошив национальной одежды и головных уборов)? Мама всегда говорила, что у тех, кто шьёт одежду, всегда будут губы жирные. То есть они будут обеспечены. А бабушка говорила наоборот: кто шьёт, тот всегда будет в батраках. То есть будет выполнять тяжёлую, чёрную работу.
В общем, я решила заняться швейным делом. Арендовала помещение в 8 «квадратов», достала из чулана машинку, другие швейные приспособления. И в первую же ночь мне приснилась бабушка. Она будто бы стояла возле моего ателье на перекрёстке и продавала части своей алтайской шапки: полоску выдры, полоску ягнячьей мерлушки, лисьи лапки. Она стыдливо отворачивала от людей лицо, чтобы её не узнали. Я пыталась разгадать этот сон. Но ответ не приходил. И только недавно, когда начались мои поиски, углубление в историю народа, некоторые духовные вещи стали открываться. В том числе и сон. Это и дар, и духовное завещание от бабушки. А толкую его я так: национальный костюм — не бизнес. Это миссия, я думаю.
— В чём она заключается?
— В возрождении того, что было утрачено. В советские годы считалось, что те, кто носит национальную одежду или шьёт национальные костюмы, — националисты. Если в доме обнаруживали национальные вещи, то целыми семьями угоняли в Кызыл-Озек, где расстреливали. Или отправляли в казахские степи зимовать, а оттуда возвращались единицы. Когда работала журналисткой, встречалась с людьми, которые рассказывали об этом. А по своему детству помню, что люди часто в старых амбарах, забытых чуланах находили спрятанные национальные костюмы. Да, было время, когда их жгли, топили, закапывали, прятали, потому что это было опасно. Возрождение интереса к национальному костюму началось в 80-е годы, с момента появления национального праздника Эл-Ойын. Но это был уже совершенно другой костюм, потому что было многое утрачено.
В мастерице всё прекрасно!
— Какие традиции, связанные с национальным костюмом, ушли из быта алтайцев?
— Например, раньше, когда в семье рождалась девочка, гости приносили такие подарки — бусинки, бисер, кусочки парчи, пряжу, нитки. Это всё к будущему свадебному наряду. Когда девочка становилась девушкой, начинался пошив платья. Тоже по определённым правилам. Выработанные веками выкройки универсальны, они раздвигаются из размера в размер. Сзади у платья обязательно разрез, чтобы было удобно садиться на коня. На рукавах длинные треугольные манжеты, потому что женщине нельзя было показывать пальцы рук — их могли видеть только муж и близкие. По легенде, женщина произошла от птицы, и чтобы она не улетела, птице обрезали крылья. Потому плечи чегедека (длиннополой безрукавки — прим. ред.) формой напоминали крылья птицы.
— Судя по всему, ценился и сам наряд, и труд мастерицы, которая его шила?
— У алтайцев большим уважением пользовались мастерицы свадебного национального костюма. Когда приходили его забирать, то приносили подношения — свежий сыр, арачку (водку — прим. ред.), кусок дорогой ткани, плитку чая. К одиноким мастерицам, которые овдовели или разошлись с мужем, шить наряд не ходили. Шить должна была благополучная красивая женщина, у которой здоровые дети, прекрасный муж, дом в избытке, скотина здоровая… Ой, если углубляться в детали, в традиции, то много интересного можно рассказать!
— Ваши модели, с одной стороны, имеют национальный колорит, а с другой — вполне современны.
— Что касается современного костюма, то совсем недавно осознала, что иду каким-то непонятным направлением стилизации национального костюма. Поняла, что нужно отойти от внешней пафосности, дороговизны — парчи, обилия орнаментов. Да и таких тканей, из которых столетия назад шили, сейчас нет. Я стала искать в интернете отрезы тканей, которые продавались с рук — лён, натуральный шёлк, хлопок, микровельвет, бархат, шерсть с лавсаном, с хлопком и льном. Эти ткани очень высокого качества производились в 70-80-е годы в СССР. Увы, таких теперь нет, сейчас магазины забиты китайским «стекловолокном». Таким образом я уже лет пять собираю ткани. И из них решила сделать коллекцию.
Большой подиум
— Кемине, расскажите немного о недавнем конкурсе и о работах, которые показали в Шымкенте.
— О конкурсе я узнала от его устроителя Айдархана Калиева. Это казахстанский дизайнер. Как человек состоятельный он может себе позволить ездить по всем столицам моды и показывать коллекции казахских дизайнеров. У меня появилось страшное любопытство: как они, казахи, развивают своё национальное направление? Кстати, сейчас Казахстан делает упор на развитие лёгкой промышленности, а национальный костюм является важной составляющей в программе развития туризма. Президент дал указание банкирам, инвесторам и  вкладываться в эту отрасль.
Возвращаюсь к конкурсу. На неделю моды приезжали кутюрье, которые диктуют сегодняшние тенденции моды. Большая удача была показать им свои работы. Я решила показать 5 костюмов, в которых объединила темы Пазырыка, Укока, алтайского шамана. Цветовая гамма — природная, молочно-коричневая. Ткань — замша, шерсть, лён. Основной декоративный элемент — это чеканные аксессуары, которые были заказаны у Аржана Кухаева и Эркина Баина. Для одного образа использовала необычные очки северных народов от снега — чарапчы. Модели выходили на подиум под музыку «Укок» группы «Новая Азия»!
— Что ещё, кроме ощущения победы, получила от конкурса?
— Ценные рекомендации корифеев фэшн-индустрии на будущее. Некоторые мои домыслы, ограничения, которые я создала для себя, были просто разрушены этими авторитетными людьми, которые сказали: «У тебя всё впереди. Иди! Go!».
— Два года назад вы провели конкурс молодых дизайнеров «Знай свои корни». Что он показал?
— Это мероприятие было успешным. Я сначала думала, что примут участие, ну, 5-8 человек. Но пришли заявки от 26 человек! На конкурсе победили Анжелика и Алиса Тонжановы из Бельтира Кош-Агачского района. Сёстры-близнецы, инвалиды по слуху, сироты. При голосовании они шли с большим отставанием. Но лидировавшая участница — Солунай Торбогошева — все свои голоса отдала им. Считаю, что и сам конкурс был благородный, и его итог тоже это продемонстрировал.
— Кемине, хотите, чтобы дочь продолжила ваше дело?
— Хочу, чтобы у неё выбор профессии был осознанный, чтобы она свою жизнь строила не из чувства долга или из-за материальной нужды.
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео