Одежда и обувь могут резко подорожать до конца года
Цены на одежду и обувь в 2019 году могу подскочить до 20%. Виной тому — грядущее повышение НДС и падение курса рубля. Большая часть предметов одежды, особенно в премиальном сегменте, в Россию импортируется, поэтому эти две причины дадут кумулятивный эффект. Кому ценовое море по колено Рост цен на одежду неизбежно произойдет еще до конца года, но говорить о точных цифрах сейчас было бы ненадежно, сообщает финансовый директор компании Finn Flare Наталия Ушакова. Что касается нашей сети, то мы пока только в процессе закупки зимней коллекции, и точно еще не просчитывали, какие ценники на ней будут в рознице. Потому что мы не можем предсказать, каким будет курс рубля на момент закрытия сделок, и каким будет спрос на рынке, — сказала она «Ридусу». Однако, добавляет она, судя по спросу в течение нынешнего года, обвала в ценовом сегменте «медиум плюс», который представляет Finn Flare, не ожидается даже если цены на новую коллекцию вырастут. В течение всего года наши продажи не просто не падали — они росли, причем выше среднего показателя по данному рынку. Сейчас часть наших коллекций нами закуплена по курсу до последнего обвала рубля, а за что-то мы были вынуждены уже доплачивать. Тем не менее мы стараемся не перекладывать эти скачки на покупателя и если и переписываем ценники на уже выставленные модели, то по минимуму, — говорит она. По опыту Ушаковой, на рынке одежды отложенный эффект от изменения валютного курса составляет четыре-шесть месяцев. Из этого следует, что апрельский валютный шок целевая группа покупателей сегмента «медиум плюс» прошла без потерь. И соответственно, можно ожидать, что предстоящее повышение НДС всего на два процента эта группа тем более не заметит. О том, какие цены будут в наших магазинах в зимнем сезоне, можно будет точно говорить не ранее середины октября, — предупреждает финдиректор сети. Бренды, свободные от покупателей Ситуация, которую описывает компания Finn Flare, не вполне типична для российского рынка товаров легкой промышленности в целом, уточняет картину официальный представитель Союза предпринимателей легкой промышленности («Союзлегпром») Игорь Ульянов. Отдельные бренды, которые оптимизировали производство и закупку, в самом деле не замечают каких-то трудностей с реализацией своих товаров. Но если говорить о рынке одежды и обуви по России в целом, то он очень ощутимо просел уже в первой половине нынешнего года, — сказал он «Ридусу». Это проседание наблюдается и как снижение посещаемости и оборота больших торговых центров, и как смещение фокуса потребительского спроса с товаров длительного пользования на продукцию пищевой промышленности. Более специфическим показателем, указывает Ульянов, служит смещение покупательских предпочтений внутри самого сегмента одежды и обуви в более бюджетную часть. В первой половине 2018 году спрос очень заметно перетек из фирменных сетевых магазинов в стоковые центры типа Familia. Это свидетельство сразу двух тенденций, подтверждающих снижение покупательской способности россиян. Первая — потребители больше не могут себе позволить покупать новые коллекции и шопингуются в дисконтных магазинах. Вторая — что сами фэшн-ритейлеры больше не могут распродать свои коллекции за один сезон и вынуждены избавляться от них, передавая запасы стоковым ритейлерам, кто раньше, кто позднее, — объясняет эксперт. Ульянов связывает эти оба тренда в первую очередь с удешевлением рубля, и во вторую — с общим ощущением россиян, что сейчас им не до изысков высокой моды. Чтобы стимулировать спрос, стоковые ритейлеры иногда используют маркетинговые трюки, которыми сети международных брендов брезгуют, раскрывает он приемы рынка легкой промышленности. Например, когда «материнские» сети поднимают цены на новые коллекции, дискаунтеры вывешивают ярлыки «скидка» или «sale» на предметы по старым ценам. (Слоган той же сети Familia: «Бренды, свободные от цен»). На самом деле, никакой скидки там нет, но по сравнению с ценами на новинки одежда пошлого сезона в самом деле кажется дешевле. Что и требуется доказать посетителям.