Большая часть цикла «Немецкая оккупация» создана Меером Аксельродом в 1942–1943 годах в эвакуации в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму
Сергея Эйзенштейна «
Иван Грозный». Ужасы войны и холокоста настолько потрясли Аксельрода, что он одну за другой создал десятки картин, рисунков и набросков с говорящими названиями: «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали Гойей XX века, не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом. Вернувшись с войны, Абрам Моносзон узнал о гибели в Могилёве отца, матери и брата. Переживания художника отразились в цикле «У врат рая», основной мотив которого – утрата эдема, традиционного местечка со своим столетиями не менявшимся укладом: праздниками, танцами, бытовыми деталями.