Боа, пайетки, кринолины: легенды свердловской Музкомедии
Екатеринбургский музейно-выставочный центр "Дом Поклевских-Козелл" на три месяца превратился в выездную костюмерную Свердловского театра музыкальной комедии. В интерьерах учреждения разместилась выставка "Фабрика счастья", приуроченная к 85-летию театра. На открытии экспозиции побывала корреспондент "Уралинформбюро". В доме Поклевских-Козелл театр представил избранные костюмы из лучших постановок. На экспозиции легко проследить, как события из реальной жизни вплетались в репертуар музыкального театра. Так, например, презентация первого iPhone в 2007 году сопровождалась премьерой спектакля "www.силиконовая дура.net" (режиссер Кирилл Стрежнев, композитор Александр Пантыкин) о жизни молодых людей и опасностях виртуального общения. Слово "фабрика" появилось в названии вернисажа не случайно. Более того, создатели проводят параллель между театром-юбиляром и легендарным Уралмашзаводом. Разница в датах рождения у обоих предприятий – культурного и машиностроительного – всего неделя. Завод был пущен 8 июля 1933 года, театр начал работу 15 числа того же месяца. Эта близость знаковых дат и натолкнула творческий коллектив на мысль о том, что Музкомедия и есть самый настоящий завод – по производству эмоций. Так и рождение спектакля идет по вполне фабричному сценарию. Те же костюмерные цеха работают как серьезное поточное ткацкое производство. Для одной только постановки шьется около 350 костюмов. Все наряды готовятся по индивидуальным меркам – одежды, обуви и головных уборов. Если кто-то за время, пока спектакль не сняли из репертуара, полнеет или худеет, облачение перешивают. Каждое платье, которое создается руками костюмеров и швей свердловской Музкомедии, декорируется вручную. Это кропотливая и буквально ювелирная работа. Наряды украшают тысячами мельчайших пайеток, сотнями монеток, которые позвякивают, если затронуть пышный кринолин. Все костюмы, представленные в музее, можно потрогать, что-то дадут даже примерить – в основном это касается головных уборов. Сложно удержаться от соблазна примерить изящную шляпку и на мгновение почувствовать себя героиней любимого спектакля. При этом гости экспозиции могут пройти специальный тест, чтобы определить свой опереточный типаж – герой или героиня, комик, простак или субретка (веселая плутоватая горничная, находчивая помощница госпожи). Целый зал выставки посвящен легендарному артисту музкомедии Виктору Сытнику: здесь представлены костюмы, которые он создавал для своих ролей самостоятельно. Уникальный рукотворный гардероб передали театру родственники актера: екатеринбуржцы могут рассмотреть наряды, созданные мэтром, до потайного аккуратного шва. Увидеть своими глазами можно и наряды с недавней премьеры театра, мюзикла "Казанова". Ими в свое время заинтересовался итальянский Vogue, и костюмы свердловского театра появились на сайте модного глянца. Все они традиционно расшиты вручную. Одно из этих роскошных платьев – внешне буквально воздушное – весит без малого 10 килограммов. По словам примы театра, народной артистки России Надежды Басаргиной, перемещаться в массивных нарядах довольно легко – конечно, если привыкнуть. Каркас и нижние юбки, заметила актриса, со временем просто перестаешь замечать. В обычной жизни Надежда Басаргина, разумеется, предпочитает современную удобную одежду, однако о роскошных сценических нарядах она говорит с особой любовью. "Сцена – это совсем другое. Образы, которые ты создаешь, когда надеваешь это платье, это абсолютно другие ощущения жизни. Чувствуешь себя женственной!" - рассказывает она. Ткань для нежного розового платья артистка специально привезла из ОАЭ. Его сшили для сцены "Ресторан" в спектакле "Хеллоу, Долли!". Красное платье – любимый наряд Надежды Басаргиной, в нем она исполнила множество партий. Гостям выставки приготовили не только зрительные удовольствия. В одном из залов выставки Музкомедия представила архивные записи самых известных исполнителей. Так, например, надев наушники, легко узнать арию из оперетты "Принцесса Цирка" в исполнении "лучшего за всю историю театра" Мистера Икс Анатолия Бродского. Фабрика эмоций делает свое дело. Увидев лишь небольшую часть того, из чего состоит каждый спектакль, хочется снова увидеть, как эти сказочные образы оживают на сцене. Наверное, не зря руководство театра утверждает: Свердловская музкомедия – это бренд. Бренд, который притягивает свою публику. Яна БРЫЗГАЛОВА