В музее выставлены украшения XVIII–XXI века от таких гигантов ювелирного мира, как «Фаберже», Cartier, Van Cleef, Tiffany и других именитых домов моды. Больше половины коллекции — произведения российских ювелирных мастеров — Ильгиза Фазулзянова, Виктора Моисейкина, Mousson Atelier, заявивших о себе на весь свет. Некоторые из украшений существуют только в единственном экземпляре и были приобретены на закрытых аукционах. — Представленная коллекция отражает все, что происходило в мире с брошами и что с ними происходит сейчас. Все, что люди вкладывают в создание, покупку или их дарение, — рассказывает один из владельцев коллекции Дмитрий Володин. — Брошь — первое ювелирное украшение. За каждой вещью на экспозиции скрывается история, каждая из них достойна внимания. Стоимость экспонатов коллекционер не раскрывает. Один из самых дорогих сердцу экспонатов коллекции для Дмитрия — брошь самого известного в мире современного ювелира — Ильгиза Фазулзянова. — Брошь Ильгиза 1995 года «Жук-пожарник». Одна из его первых больших работ из золота. Удивительная вещь — автор повторил большого жука в искусственных материалах. Очень сложная работа, — описывает коллекционер. — Нигде не выставлялась. Самая «древняя» в коллекции брошь была создана в 18 веке. Причем изначально, как считают специалисты, это была часть подвески для часов, и только в 19 веке украшение получило вторую жизнь в виде броши. Истории некоторых украшений — настоящий сериал. Например, вот у этой броши, созданной в Париже в 1910 году. Украшение из черного опала, платины и бриллиантов. — Историю этой броши мы узнали, только когда готовили выставку. Истории семьи, которой принадлежало это украшение, посвящены фильмы и мюзиклы, например, «Король и я», — рассказал Дмитрий. — Брошь купил брат наследного принца Таиланда и подарил своей невесте Екатерине Десницкой. Они живут счастливо, венчаются по христианскому обряду. Принц хоть и не принял христианство, но принял его основные принципы, то, что венчаются один раз. 11 лет они прожили в Таиланде, она родила ему наследника — принца Чулу. Получила массу драгоценностей от супруга и свекрови. В 1919 году принц решил взять себе в жены свою троюродную племянницу, Екатерина развелась с ним и уехала Шанхай. Все украшения она вернула свекрови, у нее они хранились до совершеннолетия Чулы. Судьба Чулы яркая — он женился на англичанке, создал свою гоночную команду, участвовал во всех гонках в Лондоне и умер в 1975 году. Брошь он получил в наследство и подарил своей жене Элизабет со словами: «Я не знаю никого достойнее тебя, рожденной в сентябре, чтобы подарить эти черные опалы». В 2013 году внучка Екатерины Десницкой выставила коллекцию на аукцион без опознавательных знаков, чтобы не навести на себя гнев королевского рода. Только указано было, что принадлежали украшения одной очень известной семье из Таиланда. Брошь отражает зарождающийся стиль арт-нуво: лаконичный, строгий. На сегодня актуальна не только как артефакт, но и как украшение. — А вот эта брошь рассказывает об отношениях между СССР и США в 1970-е годы, — переходит к следующему экспонату Дмитрий. — Удивительная брошь в 80-е годы была продана через систему «Ювелирпрома» с российским клеймом и затертым западным клеймом. Удивительна она тем, что в то время в СССР изделия из платины почти не производились и не гранились бриллианты багетной огранки. Мы залезли в историю и узнали, что после создания советско-американской торговой палаты в 70-е годы изделия «Ювелирпрома» (сейчас это Московский экспериментальный завод) обменивались с американскими поставщиками, часть была обменена, чтобы понять, как изменяется мир, часть вещей — для пополнения Алмазного фонда, но их Алмазный фонд сейчас не выставляет, это считается непатриотичным. Часть вещей, как менее ценных, была продана. По моим ощущениям, это «Тиффани» 70-х годов. Эта брошь создана только в десяти экземплярах. Это «Тиффани», 1969 год. Были сделаны на 30-летие премьеры «Волшебник страны Оз» в подарок исполнителям главных ролей. На выставке также представлены прародительницы броши — парадные пуговицы. Во многих украшениях ювелиры используют изображения цветов. Траурные броши — с черным фоном — вошли в моду во второй половине 19 века после того, как королева Виктория впала в траур. Дарились такие броши по разным поводам. Распустившаяся роза и три бутона символизируют замужнюю женщину с тремя дочерьми. Выставка будет работать всего 10 дней — до 25 ноября. Билет на посещение всех экспозиций музея стоит 200 рублей, льготный — 100 рублей.