Елена Филатова: «Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни»

Елена Филатова. Фото из личного архива Елены ФилатовойЕлена Филатова: «Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни»Этими элегантными изящными красавицами можно любоваться часами. Коллекция кукол, созданных нижегородским мастером Еленой ФИЛАТОВОЙ, победила в международном конкурсе «История моды», финал которого недавно прошёл в Белоруссии. И пока её куклы восхищают посетителей выставки «ПАННА DOLL’я», которая проходит в музее современного искусства в Минске, их автор рассказала «НП» о пути к этой победе и о причинах мирового кукольного бума. Это вам не игрушки! – Елена, авторские куклы сейчас невероятно популярны. Коллекционеры выстраиваются в очередь за редкими экземплярами и готовы платить за них сумасшедшие по меркам обычного человека деньги. В чём причина такой любви к тому, что мы привыкли считать детскими игрушками? – Сложно однозначно ответить. По всему миру сегодня невероятный всплеск интереса к авторской кукле, вплоть до выделения её в отдельный вид искусства. Объект вожделения коллекционеров – от антикварных кукол и их реплик, до авторских кукол и зверушек всех мастей. Издаются специализированные журналы, работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны. Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни, одушевляя своих созданий. Кукла даёт возможность погрузиться в мир детства. Наверное, поэтому в современном мире она привлекает всё новых и новых авторов и поклонников. – Кто же эти коллекционеры, готовые ждать свою куклу месяцами и отдать за неё сумму, сопоставимую с ценой… Кстати, ценою чего? – Это увлечённые люди. Коллекционирование кукол далеко не редкость и даже имеет свой термин – плангонология. Здесь есть и профессионалы, вкладывающие огромные средства в коллекции, и любители, собирающие «для души». И те, и другие получают массу положительных эмоций от своего увлечения. Цены на авторских кукол – от $500 до… Но сегодня авторская кукла не столько предмет коллекции, сколько хороший дорогой подарок, на создание которого уходят месяцы. – Сколько же времени у вас ушло на самую сложную из работ? Свою самую сложную куклу – «Дух домашнего очага»– я собирала почти полгода. Она еле помещалась на моём рабочем столе.Золотая эпоха – Вы участвовали во множестве выставок и конкурсов. Чем вас так привлёк этот, что вы сделали для него целую серию кукол? – Мне всегда интересны наряды прошлых веков, а конкурс был посвящён первой половине ХХ века – золотой эпохе мужских и женских нарядов. Что может быть красивее и прекраснее нарядов 1900-1950 годов? – Почему вы решили сделать именно шесть кукол? – Условием конкурса было создание куклы в наряде определённого времени. Я не смогла определиться, в нарядах каких годов их делать, поэтому замахнулась сделать коллекцию из шести кукол в костюмах каждой декады первой половины ХХ века. Очень боялась не успеть – времени было всего около двух месяцев. Но я горела этой коллекцией, и работа кипела в руках. – При взгляде на кукол сразу вспоминается немое кино… – Коллекция с самого начала предполагалась графичной – чёрный, белый, градации серого и точечно – вкрапления красного. От цветных нарядов решила отказаться, чтобы заострить внимание на том, как менялся со временем силуэт.– Каждая кукла олицетворяет десятилетие, неужели за 10 лет так менялась мода, что можно определить её черты? – Именно! Этим и отличается мода первой половины ХХ века. За небольшие отрезки времени мода менялась так радикально, что можно без труда определить, к какому времени относится тот или иной наряд. Я перелопатила огромное количество информации – от подлинных фотографий прошлых лет и иллюстраций модных журналов до сайтов по истории моды. – Насколько ткани и фасоны соответствуют той эпохе? – Сегодня найти аутентичные материалы – большая проблема. Моя коллекция – это всё же больше стилизация. Я могу работать как с натуральными, так и с искусственными тканями, но последние дают больше возможностей добиться нужного образа и даже облегчают работу. Например, обработать край натуральной ткани сложнее, чем искусственной. – А что главное для вас – кукла или её платье, детали, интерьеры, которые вы создаёте для них – от кроваток и целых комнаток? – Для меня важно создать целостный образ, который складывается изо всех этих деталей. Меня увлекает создание предметного окружения куклы – оно может рассказать увлекательную историю. Такие композиции могут надолго удержать около себя зрителя.Ушедшая элегантность – Какой из костюмов вашей великолепной шестёрки, на ваш взгляд, получился самым эффектным? – Мне больше всего нравятся куклы в одежде 30-х и 40-х годов, хотя многие конкурсанты отдали предпочтение 20-м и 50-м. 20-е были революционными, не зря их называют «ревущие 20-е». В это время женщины отказались от корсета, долгие годы сковывающего дамские тела, длина платья резко пошла вверх, открывая ножки! Плюс обилие декоративных элементов: бисер, бахрома, пайетки, перья – есть где разгуляться фантазии кукольника! Мода 50-х – женственная, изящная, яркая и экстравагантная. Женщины устали от войны. Они снова хотели быть красивыми! Округлые плечи, высокий бюст, тонкая талия, пышные юбки-миди, сумочки, перчатки, шляпки и изящные туфельки на высоком каблуке – вот главные особенности моды 50-х. А мне интересны были 30-е и 40-е, когда в связи с военным положением были введены ограничения на пошив одежды. Дефицит материалов и тканей привёл к упрощению моды, но женщины умудрялись выглядеть изящно и красиво! Особенно изумляли головные уборы – нехватка материалов заставляла дизайнеров придумывать удивительные фасоны. Работающие женщины чаще всего носили тюрбаны или сетки для волос. Тогда же стало приемлемым для женщины выйти на улицу без шляпки. А причёски? Эти ни с чем не сравнимые валики и локоны 40-х! – Ожидали ли вы, что ваша коллекция получит такую высокую оценку? И как вы отпустили своих куколок одних в другую страну? – Я не думала ни о победе, ни о призах. Меня полностью захватила работа над костюмами: изучение истории моды, основ кроя одежды, причёсок, макияжа. А кукол я отпустила с лёгким сердцем и с чувством выполненного долга – успела сделать все шесть, как задумала! К тому же я уже отправляла кукол в другие страны, это только в первый раз очень страшно: как они доедут, не отвалится ли что в пути. Главное – хорошо упаковать! В конкурсе участвовало почти 2000 участников из 11 стран, включая Германию, Италию, Францию. Профессиональное международное жюри закрытым голосованием выбрало 10 авторов в категории «Куклы» и 10 авторов в категории «Мишек Тедди», которые были выставлены в Национальном музее современных искусств в Минске. Там и прошёл последний тур, где мою коллекцию определили как победителя. – Ваш приз – участие в экспозиции в музее прикладного искусства и истории моды Александра Васильева в Риге в феврале и в грандиозной выставке на Тишинке, которая пройдёт в марте. Какие из кукол туда отправятся? – Все шесть кукол будут представлены в Риге – показать в Прибалтике свои работы будет очень интересно. А потом они поедут в Москву, где займут место на общем стенде, посвящённом конкурсу. А какие ещё куклы отправятся весной в Москву, я ещё сама не решила!

Елена Филатова: «Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни»
© Нижегородская правда