Ещё

Игрушки для взрослых: на это они не жалеют ни денег, ни времени 

Фото: Konkurent.ru
Вдохновленный коллекционер способен создать культ из ничего, а на свое хобби даже очень занятые люди не жалеют времени. Современная индустрия, в которой произвести что угодно гораздо легче, чем потом это продать, подогревает страсть к собирательству, в результате продажи коллекционных моделей различной техники растут во всем мире. Корр. «К» поговорил с автоколлекционерами Приморья.
Главный редактор информационного интернет-ресурса PRIMPRESS Максим Протасов для своей коллекции машин выбрал две темы: автобусы и легковые. Но с целым рядом нюансов:
— Автобусы у меня только советской эпохи и лишь большие пассажирские: ЛиАЗы, ЛАЗы, «Икарусы». Вот они на фото, ничего особо интересного для широкой публики в них, пожалуй, нет. А вот что касается легковушек, то хотел бы подчеркнуть: собираю японские машины представительского класса, с правым рулем и черного цвета. Они не только великолепно, внушительно, торжественно смотрятся в одной коллекции, но и привели меня к изучению истории японского автопрома как части мировой автоистории.
Это чрезвычайно интересная область. Допустим, знают ли читатели, что в прошлом веке, когда бренда Lexus еще не существовало, каждый японский производитель считал делом чести выпускать люксовый седан для руководителей высшего звена. Кто сейчас знает такие названия, как Mazda Roadpacer или Mitsubishi Debonair? А ведь это были совершенно роскошные автомобили той, завершившейся еще до моего рождения, эпохи докомпьютерного проектирования, которая читается в их линиях, во всей их стати.
«Новоделки made in China ничего не стоят по большому счету»
Александр Иванов, коллекционер:
— Увлечение коллекционированием моделей автомобилей зародилось у меня в детстве. Я собираю модели советских автомобилей, тракторов, троллейбусов и автобусов. Коллекция охватывает машины, выпущенные в СССР с 1930 по 1991 год. В то время, когда мой процесс коллекционирования только начинался, импортных моделей не было в свободном доступе, как и полноразмерных прототипов, кстати. Поэтому иномарок у меня нет. Кроме автобуса «Икарус». Но уж больно советский у него характер и внешний вид!
На сегодняшний день собрал около 700 моделей. Я, кстати, точное число и не подсчитывал. Что-то продается либо обменивается. Вообще хотелось бы оставить штук 100 самых-самых любимых, а остальное распродать. Мой сын модельками не интересуется. Но продать все сразу практически нереально. Коллекция стоит довольно дорого, у начинающих коллекционеров, как правило, нет средств, а те, у кого есть деньги, уже имеют свои собрания. Поэтому я распродаю пока наименее интересные для меня экземпляры, и коллекция находится в постоянном движении, «живет».
Наиболее редкими с точки зрения коллекционирования являются модели, выпущенные с конца 60-х по 85-й год двадцатого века. Они номерные, каждая моделька получала свой идентификатор. Например, «Москвич-408» имеет номер А1, «Москвич-412» — А2 и т. д. После 1985-го модели стали выпускаться безномерными, заветные цифры исчезли с днищ автомобилей. Сегодня считается делом чести каждого коллекционера соответствующей тематики собрать все номерные машины, выпущенные в СССР. Их на самом деле не много, около 40. И у меня они собраны еще не все! Среди таких номерных экземпляров попадаются по-настоящему редкие и потому очень ценные машинки, которые стоят дороже своих настоящих прототипов, т. е. автомобилей на рынке. Допустим, модель «Волги» под номером А38 имеет стоимость 10–15 тысяч евро. И есть еще пять моделек, которые оцениваются в сотни тысяч рублей. У меня есть такой редкий представитель — «Запорожец» А16.
Особо ценными у коллекционеров считаются «ошибочные» модельки, получившие не тот штамп на заводе. Такие машинки попадали в продажу ограниченными сериями.
Многие коллекционеры обычно стараются выдерживать единый масштаб коллекции. Классическим является масштаб 1:43, именно в нем модели выпускались и в СССР.
Некоторым людям, далеким от коллекционирования, может показаться, что в СССР выпускалось мало моделей. На самом деле их множество, автомобили были в разных модификациях. Например, ГАЗ-66 мог быть водовозом, бензовозом, радиовышкой и т. д. Кому-то достаточно только базовой модели, а мне интересны и модификации. Поэтому в моей коллекции очень много самосвалов, тягачей и прицепов к ним.
Последние 10 лет модели советских автомобилей массово производятся в Китае. И коллекционирование сегодня превратилось скорее в собирательство. Если у человека есть деньги, то он может заказать себе сразу сотню-две моделек, они придут по почте за пару недель. Такой человек может расставить все эти советские машинки made in China на полках и думать, что собрал хорошую коллекцию. Но по большому счету такие новоделки ничего не стоят, а истинной ценностью обладают только модели, выпущенные много лет назад.
«Она дает мне радость обладания»
Алексей Омельянчук, предприниматель:
— Наверное, моя коллекция моделей машин появилась потому, что я в детстве был очень аккуратным и не ломал игрушки. Первым ее экземпляром стал экскаватор, который мне подарили на двухлетие, а уже к пяти годам у меня скопилась небольшая коллекция. С годами она разрасталась, и сегодня в ней около 700 моделек. Есть спецтехника, джипы, легковые автомобили и еще паровозы. Иномарки и советский автопром. Но я больше люблю советские модели, поскольку они вызывают ностальгические чувства и возвращают в атмосферу детства. Модели машин в основном представлены в классическом масштабе 1:43, хотя есть и 1:18. Есть и действительно большие экспонаты, например, башенный кран, который занимает полтора метра площади и три метра в высоту за счет стрелы.
Некоторые коллекционеры живут таким собирательством и зарабатывают на этом. Я же просто занимаюсь этим в свободное время — для удовольствия. Не могу сказать, что выискиваю особо редкие экземпляры, отслеживаю изменения цены и т. п. Коллекция дает мне радость обладания. Большинство моделей куплено совершенно стихийно. У меня так со многими вещами. Например, у меня есть две спортивные машины в масштабе 1:1, т. е. настоящие, но я на них не езжу. Все спрашивают, зачем они мне тогда нужны. А я просто получаю удовольствие от того, что владею ими.
Если заниматься созданием инфраструктуры для всех моих моделей, то придется строить целый городок. Сегодня я такую задачу перед собой не ставлю. У меня есть отдельная небольшая комната для машинок. Комната закрыта, ключ находится только у меня. Зайти туда никто не может, да я сам-то нечасто туда наведываюсь, честно говоря. Можно сказать, что это мой домашний сейф с машинками. Возможно, в будущем я организую выставку или даже отдам свою коллекцию музею. Думаю, многим детям и взрослым такая экспозиция была бы интересна.
«Этот процесс необратим…»
Андрей Голубь, работник тепловых сетей:
— Мне, как и всем советским детям, хотелось иметь модельки машин с открывающимися дверьми. Но в то время продажа таких изделий на Дальнем Востоке была ограничена. И первые экземпляры моей коллекции были подарены отцом в 1982?г. Он купил мне «Волгу» и «Москвич». И до сегодняшнего дня эти машинки у меня сохранились в идеальном состоянии. Ведь это были не игрушки. Именно с них и начался мой путь к большой коллекции. Сейчас она насчитывает около 1000 экземпляров.
Конечно, столь обширная коллекция требует отдельной комнаты. Но реальность диктует свои условия; у меня такой возможности пока нет, поэтому часть моделек хранится на стеллажах (между их плотными рядами даже мизинец не пролезет), а многое разложено по кофрам. Впрочем, с такими сложностями сталкиваются все мои знакомые коллекционеры.
Сегодня модели автомобилей выпускаются в огромных количествах, подогревает эту индустрию еще и выпуск журнальных серий. У меня таких новодельных моделей около 200. Есть у меня и самодельные автомобили, и продукты мелкосерийного производства. Но их всего пара десятков.
Честно говоря, сформировавшийся большой рынок лишает коллекционирование особых эмоций. Раньше-то покупал одну модельку в месяц, а радости не было предела. Сегодня большинство обладателей коллекций «наелись» таким собирательством и уже придирчиво выбирают модели «повкуснее».
По-прежнему ценятся произведенные в советское время модели. У меня особая любовь осталась к «Волгам» 24-й серии. Я подбираю их по цветам, насобирал 30 штук. Стараюсь не только разнообразить палитру, но и собирать пары — чтобы и седан, и универсал были одного цвета. Свою одноцветную пару пока приобрели еще не все «Волги», но многие. И выглядят эти машинки на полках очень «смотрибельно»: одинаковые, но разнообразие цветов радует глаз.
Я не только коллекционирую, но и переделываю модели. Создаю автомобили из кинофильмов или какие-нибудь редкие. Так, одно время на Дальний Восток из Сингапура привозили дизельные «Волги» с французским двигателем, работавшие там в качестве такси. И я переделал «Волгу» Саратовского завода: установил в ней правый руль, изменил дворники, антенны, поворотники и покрасил ее в черно-желтый цвет.
Моя коллекция мне очень дорога, и я стараюсь хотя бы раз в день к ней прикасаться. И не потому, что она ценна в денежном эквиваленте, а потому, что со многими моделями связаны приятные воспоминания. Некоторые из них как будто живые, в них чувствуется душа, и от прикосновения к ним становится тепло. Поэтому я буду пополнять свою коллекцию, пока будет такая возможность. Думаю, у истинных коллекционеров процесс необратим: можно приостановить, но невозможно совсем прекратить собирать модели.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Психолог Сергей Верешкин: «Человек приходит к коллекционированию после того, как столкнулся с невозможностью осуществить свои желания в реальной жизни. Классический пример: подавленное стремление к лидерству ребенок проявляет, собирая и выстраивая солдатиков. Перенося свои желания из реального мира в игрушечный, человек компенсирует отсутствие возможности вести за собой окружающих.
В детском возрасте практически все люди проходят через собирательство каких-либо предметов, однако большинство, „переболев“ филателией или нумизматикой, „наигравшись“, постепенно от этого отказываются. Но в тот момент, когда к первоначальному мотиву добавляется познавательный, детские амбиции перерастают в настоящую страсть к коллекционированию. Так как большинство желаний в детском возрасте неосознанны, то человек может даже не подозревать, что у истоков его страсти к коллекционированию, например, моделей машин стоит неосуществленное желание иметь настоящий автомобиль. А человек, как показывает практика, рано или поздно приходит к тому, от чего изначально оттолкнулся».
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео