Дело в шляпке: Васильев вынес модный приговор вкусам аристократии
ТАЛЛИНН, 10 фев — Sputnik, Ирина Тихомирова. Выставка из собраний коллекционера Александра Васильева отражает тему охоты и скачек, которая в жизни высшего общества имела весьма гламурные очертания. Экспозиция содержит исторические костюмы, старинные произведения портновского и декоративно-прикладного искусства и в целом представляет 200 аксессуаров, 55 силуэтов мужских и женских костюмов от XVIII столетия до начала XXI века. Демонстрируются также живописные работы и репродукции значительных художественных полотен, рассказывающих о жизни великосветских охотников. Модные раритеты Среди представленных экспонатов можно увидеть винтажные комплекты одежды специального назначения. Это, например, костюм жокея: зеленый жакет с горизонтальной контрастной полосой — классическая униформа наездников. Костюм жокея в экспозиции костюмов «Модный аллюр\: охота и скачки» Из женской одежды — "амазонка" (дамское платье для верховой езды конца XIX века), несомненный свидетель аристократических развлечений прошлого. На этикетке значится: "Поставщик Её Величества королевы Виктории". Среди аксессуаров на выставке — старинные предметы, сопутствующие охоте: ножи, табакерки и кисеты, фляги, бинокли, футляры, пуговицы с изображением сцен охоты, женские шляпы, булавки, сумочки, украшенные изображениями лошадей, декоративная косметика. Все это свидетельствует о том, по мнению коллекционера Александра Васильева, какую важность в XIX веке придавали ритуалу охоты. Также здесь можно увидеть театральные костюмы, попавшие в коллекцию историка моды из фильмов. Костюмы из французского фильма «Красное и черное» Один из них — туалет французской кинозвезды Даниэль Дарьё, сыгравшей вместе с Жераром Филипом в фильме "Красное и черное", экранизации романа Стендаля. Кому княжна Тверская дала фору Проводя небольшую экскурсию по своей выставке, Васильев упомянул, что скачки были известны в Древнем Вавилоне, в Древнем Египте, в Древней Греции, и в Великобритании, где лошадиные бега популярны и по сей день. Историк моды Александр Васильев во время рассказа о экспозиции «Модный аллюр\: охота и скачки» Бегам благоволили монархии, и в наши дни в Англии, бережно хранящей свои великосветские традиции, проходит множество соревнований. Женский образ Викторианской эпохи из коллекции Александра Васильева >> Поскольку этому развлечению предавалась аристократия, антураж происходящего был не лишен гламура. Туалеты господ в ушедшую эпоху, а особенно дам, были весьма эффектны, а приехать на скачки было способом продемонстрировать наряд. Вот об этом и повествует первая часть экспозиции в залах замка Фалль. До нас всю изысканность этих мероприятий донес писатель Лев Толстой, описывая сцены скачек в романе "Анна Каренина", где Каренин заметил: "Здесь столько блеска, что глаза разбежались..." Дресс-код на этом светском рауте и поныне очень строг: без цилиндра и фрака или визитки присутствие на этом светском празднике невозможно, а дам туда не пустят без экстравагантной шляпки, которая в наше время стала символом скачек, как подчеркнул Васильев. Свидетельства дамского тщеславия Один из залов замка отведен нарядам, которые не столько использовались для охоты, сколько были ее результатом: все они украшены либо птичьими перьями, либо мехом диких животных. Взору посетителей в том числе предстают горжетки, палантины, муфты, старинные шубки, как например, меховое манто 1840 года; платья с отделкой мехом куницы, скунса, крота, бобра, чернобурой лисы. Историк моды Александр Васильев рассказывает об экспозиции костюмов «Модный аллюр\: охота и скачки» Коллекция Васильева пополняется и благодаря подаркам представителей первой волны эмиграции, которые покинули революционную Россию, прихватив с собой на чужбину только самое ценное. Среди прочего были и меха. Например, русская эмигрантка Ирина Аполонова, как рассказал российский коллекционер, подарила фонду накидку из белого песца, в которой она в 40-е годы переехала из Харбина в Австралию. Вот каковы траектории движения некоторых экспонатов выставки! Птичку жалко! Обратил историк моды и особое внимание на увлечение модниц украшениями с перьями птиц: на выставочных стендах расположились цветные и пестрые шляпки, отделанные яркоокрашенными перьями. В этой модной битве пострадали тысячи видов красивейших представителей мира пернатых: райские птицы, куропатки, попугаи, страусы. Васильев в своем рассказе о стиле этого периода упомянул любопытные документы таможенного отчета времен царской России: в год в страну ввозилось 220 тонн перьев различного вида "на женские нужды". "Это сколько же птиц надо было перебить!", — сокрушенно восклицает Васильев. Но женщины страстно хотели, по мнению коллекционера, быть в боа и роскошных шляпах. Однако сегодня, подчеркнул собиратель редкостей, практически нет известной марки, которая не провозгласила отказ от использования в своих коллекциях натуральных мехов и перьев птиц. Васильев: "Вавилон" на голове — таково веяние времени селфи >>