«Блэкфейс» как модный антитренд: почему успешные бренды обвиняют в расизме

Глаза, губы и темная кожа: так выглядят туфли из новой коллекции, которую выпустила под своим брендом певица Кэти Перри. Нестандартному дизайнерскому решению моментально вынесли модный приговор. Заигрывание с «блэкфейсом» считается не просто дурным тоном, а проявлением расизма, особенно в Соединенных Штатах. Представители певицы немедленно отреагировали на волну критики: коллекцию туфель изъяли из продажи. «Блэкфейс» — пародия на темнокожих — может стать если не словом года, то уж точно словом месяца. За фотографию с накрашенным в черный цвет лицом пришлось извиняться губернатору Вирджинии Ральфу Нортэму, хотя снимок был сделан 35 лет назад для школьного альбома. В этом смысле и политики, и дизайнеры сталкиваются с одним и тем же явлением — запросом общества на толерантность. Ангелина Белоконь, редактор отдела моды Harper's Bazaar: «Речь идет не про то, что дизайнеры резко все стали расистами или супер-нетолерантными людьми, а про общество, которое стало все чаще и чаще обращать на это внимание. Потому что в таких ошибках были обвинены не только такие бренды, как Katy Perry — не самый узнаваемый бренд, — но также Gucci и Prada, у которых гигантская аудитория, огромные продажи. И из-за этого — убытки». Имиджевые провалы модных гигантов объединяет заигрывание с черным цветом и, как сказали бы ученые, антропоморфные образы. В водолазке с высоким верхом от Gucci увидели тот самый «блэкфейс». А темная кожа и непропорционально большие губы на брелоке от фирмы Prada, по мнению некоторых, выдали карикатурный образ, хорошо знакомый американцам из истории расовой сегрегации. Американский комик Уильям Уэст. Репродукция афиши 1900 года Фотография: Library of Congress Ричард Робин, профессор Университета Джорджа Вашингтона: «Невозможно перепутать, на что похожа эта маленькая фигурка, которую продавала Prada. Одно дело, если, предположим, Китай занимается здесь маркетингом какого-то нового товара, и он ошибается. Китайцы далеки от наших явлений. Но Италия — это Европа, где живет очень много африканцев». Эксперт индустрии моды Ирина Черняк объяснила в нью-йоркской студии RTVI, почему в Америке связанные с «блэкфейсом» образы считают неприемлемыми. Ирина Черняк, эксперт индустрии моды: «Это возвращает нас к стереотипу нехорошего и гротескного показа афроамериканца в культуре. Вы должны понимать всю глубину этого стереотипа, потому что именно с этим лицом, с этим „блэкфейс‟, людям казалось, что афроамериканцы — лгуны, что они коверкают английский язык». В России этические претензии к модным брендам тоже появляются, но по другим причинам — ради защиты прав животных. В январе, например, модный магазин 12Storeez в Москве обвинили в том, что он зарабатывает на жестоком убийстве животных: возмущение вызвала новая коллекция шуб из натурального меха. Компания изъяла товар из продажи на фоне критики в социальных сетях и заявила, что откажется от меха.

«Блэкфейс» как модный антитренд: почему успешные бренды обвиняют в расизме
© RTVI