Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии

Появление искусственного интеллекта и его стремительное развитие закономерно ставит вопрос о появлении интеллектуальной одежды наряду с умными ручками, портативными кофемашинами, smart-косметикой и лекарствами. Умная одежда (она же умная ткань, электронная ткань) отличается от обычной встроенными микрокомпьютерами и сенсорами. Она разрабатывалась для людей, работающих в экстремальных условиях. Это космонавты, военнослужащие, альпинисты и спортсмены, участники экспедиций и даже музыканты. А еще люди, для которых жизненно важен ежедневный контроль здоровья. Компания Hexoskin, например, предлагает сделать это удаленно с помощью датчиков, средств связи, базы данных и мобильного приложения на смартфоне пациента. Что ждет модную индустрию с развитием цифровых технологий Интеллектуальные ткани пошли дальше уже знакомой миру умной одежды. Это, можно сказать, ее третье поколение. В первом поколении в одежду встраивались только сенсоры, в том числе оптические, способные получать данные из окружающей среды. Второе поколение одежды — активная ткань, она запоминает форму, регулирует температуру, защищает от влаги, поглощает пар, нагревает ткань и сохраняет ее тепло. К сенсорам в ее составе добавляются еще и небольшие механические части. Третье поколение цифровой одежды можно назвать ультраумным. Благодаря встроенному микрокомпьютеру, такая ткань работает как наш мозг. Она умеет прогнозировать, анализировать условия внешнего мира и подстраиваться под них даже без предварительных настроек. Причем стирать ее можно целиком, без снятия электроники, как приходилось делать раньше. Кроме одежды, согревающей владельца по щелчку и заряжающей телефон во время движения, команда ученых из Вашингтонского университета создала намагниченную ткань, которая без электроники и аккумулятора хранит данные. С поясом из такой ткани, например, можно запросто открыть электронный замок и не бояться забыть пароли. Намагниченные перчатки позволяют управлять смартфоном, даже если он у вас в кармане. Эта же функция была и у джинсовой куртки, созданной Levi’s совместно с Google. Правда, она особо не впечатлила покупателей: обещанное управление смартфоном сводилось к простому переключению музыки. Трудное покорение подиумов Тренды в разработках интеллектуального текстиля обсуждаются на ежегодном саммите в США, который проводят международная ассоциация промышленных тканей и Министерство торговли США. Ведь именно промышленность, медицина, военная и спортивная сферы — главные заказчики e-textiles. Модная индустрия и ниша красоты и здоровья пока отстают в несколько раз. В 2016 году доля умной одежды на рынке носимых устройств составляла всего 1,2%. Прогнозы до 2021 года обещают уже 9%. Сейчас она начала конкурировать с фитнес-трекерами, которые уступают в точности сбора данных и не всегда могут измерить активность мышц, скорость и длину шага, время соприкосновения с землей. Умная ткань уверенно движется в сторону модных подиумов. Но движение это нельзя назвать быстрым. Маршал Коэн из NPD Group, отмечает, что люди пока далеки от регулярных покупок умной одежды, так как мало знают о ней. На фоне умных очков, часов, брелков и головных уборов, люди меньше интересуются смарт-одеждой и обувью. Но неутомимые труженики фэшн-индустрии уверены в том, что умная ткань — важная и инновационная разработка в их сфере. Их не останавливает то, что распространение такой одежды тормозится по очевидным факторам: высокая стоимость, невысокая ценность, бесполезность, хрупкость, угроза личной безопасности из-за утечки данных, накапливаемых такими вещами, внешний вид более технологичный, чем модный. Основные материалы для таких тканей — текстиль, эластичные проводящие чернила (или проводящая паста), проводящие нити. И самое сложное — установить правильные связи между тканью, электроникой и источником питания. А проблему комфорта, стиля и быстроты производства дизайнеры думают решить, активно сотрудничая с инновационными технологическими компаниями. Дизайнеры уверены, что технологии скоро станут чем-то личным и отношение к ним обязательно поменяется. Одежда будущего — многофункциональна, с ней уже не нужны будут носимые устройства. В этом направлении работает кроме Hexoskin еще и OMsignal, предлагая умную футболку вместо умного фитнес-браслета. «Распечатайте мне платье!» ThreeASFOUR показали коллекцию платьев, напечатанных на 3D принтере, еще в 2013 году в Нью-Йорке. Цели у создателей были амбициозные: представить одежду, которая защитит владельца не только от холода, но и от стресса, а еще — от прямой угрозы жизни в виде огня и пуль. Увы, она была крайне непрактичной, жесткой и могла разбиться. В 2016-м материал больше походил на резину или искусственную кожу, которая растягивалась и сжималась. К тому же он лип к коже, рвался и был неприятен на ощупь. Многие компании, вдохновленные обещанными возможностями 3D печати, в итоге прекращали сотрудничество с дизайнерами. Так было и с ThreeASFOUR, и со стартапом Electroloom. Сейчас 3D принтеры могут создавать ткань по узору и подобию кровеносной системы, деления клетки, звуковой волны, получая оригинальные плетения или ткань, которая тянется в четыре стороны. Конечно, напечатанная одежда будет эволюционировать и дальше. Но до повсеместных 3D-ателье, в которых любой желающий сможет распечатать понравившуюся электронную модель платья, еще далеко. Изменения в fashion-индустрии Пока дизайнеры бьются над созданием супермодной, удобной и доступной электронной одежды из приятного материала, нейронные сети компьютеров постоянно совершенствуются. Они предсказывают появление новых коллекций и определяют вектор потребительского спроса (на основе анкет и тестов-рисунков). В этом направлении работают Tommy Hilfiger и Google совместно с Zalando SE. Ускоряют процесс производства новых моделей. Создают коллекции, имитирующие почерк известных дизайнеров. Предлагают виртуальную примерку в любом месте через приложение на смартфоне по технологии цифровых двойников. Помогают быстро ориентироваться в интернет-магазинах, когда указанное понравившееся вам фото сразу распознается системой, и на выбор предлагаются только похожие вещи. Меняют саму концепцию высокой моды, приближая ее к среднестатистическому покупателю. Конечно, забавно носить парные футболки для объятий, стельки, считающие шаги, платье или нарукавник, способные к самообороне, или ремень-навигатор. Но умная одежда становится новым и сверхточным источником больших данных, которые аккумулируются и анализируются. Обрабатываются не только наши физические параметры, но и поведение, эмоции, вкусы, которые представляют большую коммерческую ценность. Так умное платье вместо обычного предмета одежды становится рекламным механизмом. редакция рекомендует Коробка счастья. Как сервис доставки одежды обошел по инновационности Apple Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным