Самые крутые украшения не содержат ни грамма драгоценных металлов

"Два Н", как называют в тусовке коллекционеров Наташу и Нейла, переехали из Англии в Канаду, где более комфортные условия для их небольшого бизнеса. Они более 10 лет собирают и продают редкие украшения. Таких, что стоят миллион или чуть меньше, у них немало. А среди клиентуры бывшая первая леди США Мишель Обама. Все бы ничего, но винтажные украшения, которые продают "Два Н", не содержат ни грамма золота, ни бриллиантов. Это то, что в СССР полупрезрительно называли бижутерией, а в мире позиционируют как "костюмные украшения". И стоят они дороже золота. Виктория и пропойцы Костюмные украшения, созданные без драгоценных металлов или самоцветов, ввела в моду королева Виктория. Вообще, она влияла на историю моды больше и дольше, чем кто-либо другой из коронованных особ. К примеру, стоило ей с супругом принцем Альбертом съездить в Шотландию и восхититься традиционными местными брошами в виде стрел, скипетров и лап ворона, как мир подхватил ее страсть к этим украшениям. Кстати, королева издала даже указ по поддержке "сувенирных украшений" из Шотландии, что помогло им получить популярность за пределами Великобритании. Шотландцы до сего дня с благодарностью вспоминают королеву Викторию, давшую многим поколениям кусок хлеба и постоянный заработок. Похоронив мужа и надев траур, Виктория стала носить черные броши и браслеты из камня гагат "уитби джет" (разновидность каменного угля), которые многие века давали хлеб ювелирам из городка Уитби. Королева была первой коронованной особой, любившей носить украшения "простолюдинов" вместо бриллиантов, в отличие от многих ее отпрысков и аристократов, которые, пропив имения или проиграв состояния в карты, несли свои фамильные драгоценности под залог или продавать. Но половина из них оказывалась фальшивками: вместо золота оказывался хитрый сплав пинчбек или секретный состав французской компании Fix, а вместо роскошных бриллиантов - так называемые вставки paste или diamante. Узнав о том, что их фамильные сокровища на самом деле имитации, многие стрелялись. А напрасно. Теперь бы они продали свои фальшивки за суммы, которые иногда даже превышают стоимость настоящих драгоценностей. Д Анн Броунелл, коллекционер и продавец костюмных украшений из Калифорнии, США, мне поясняет: - Украшения из золота продаются в зависимости от веса металла, как и бриллианты зависят от чистоты камня и его каратности. В костюмных украшениях дело в другом. Тут важен мастер, редкость изделия и его художественная уникальность. Д Анн по профессии психолог, но, как и многие успешные люди в Калифорнии, уже многие годы собирает и продает винтажные костюмные украшения. Как и другие обеспеченные американцы, Броунелл предпочитает носить именно костюмные украшения. Конечно, уникальные. Конечно, не современные подделки под винтаж, которыми сегодня полон e-bay. Д Анн напоминает мне, что признанная в США иконой стиля Мишель Обама носит именно винтажные броши и браслеты: - Это очень помогает тем, кто в таком маленьком, но дорогом бизнесе, когда столь большая знаменитость появляется в украшениях от Трифари или Хаскелл, предпочитая винтажные костюмные украшения бриллиантам. Я помню, что она даже в свой визит в Россию вместе с Бараком надела не золотые украшения, а черную большую винтажную брошь в виде цветка. То, что Мишель Обама носит, сразу становится востребованным, как когда-то было с королевой Викторией. Конечно, в мире немало знаменитостей, предпочитающих винтаж: это и Дженнифер Лопез, и Мадонна. Кстати, я продаю немало украшений россиянам и скажу честно: у русских невероятно изысканный вкус. Во всем виноваты ученые, биржи и войны В моду костюмные украшения вошли повсеместно после Первой мировой и во времена Великой депрессии. Женщины, всегда "носившие статус мужа" на шее в виде колье и брошей, вынуждены были заменить их дешевыми имитациями из более простых материалов. Первой "революционеркой в моде" стала Коко Шанель, создавшая с помощью своих друзей великолепные диадемы, колье и броши из обычных материалов. Но 60 лет до нее, во времена прусских войн, немецкие аристократки отдавали в военную казну фамильное золото и с гордостью носили копии драгоценностей, созданные ювелирами из обыкновенного железа. Теперь это "берлинское железо" XIX века тоже предмет вожделения модниц и коллекционеров, и стоит ли говорить, что эти уникальные вещи также могут стоить огромных денег. Конечно, не обошлось и без ученых и ювелирных экспериментов: стразы изобрел и заменил ими бриллианты еще в 1724 году Джордж Фредерик Страсс (ему мы обязаны названием "стразы" и тем, что его вставки разорившиеся аристократы вставляли вместо бриллиантов в свои фамильные украшения). В 1892 году австрийский ювелир Дэниел Сваровски смешал стекло с добавками, подложил серебряную фольгу как фон, создав самые знаменитые ныне "стразы Сваровски". А ученый Лео Бакеланд открыл эру бакелитовых украшений, придумав "искусственный аналог каучуку" в 1907-м, затем Дюпон, разрабатывая пластмассовое стекло для самолетов и военных нужд, изобрел свой дюпоновый пластик плексиглаз, который стал знаменитым среди модниц. Обвалы на бирже лишь подстегивали ювелиров к творчеству: в моду вошли имитации роскошных драгоценностей от Cartier, Van Cleef & Arpels, Tiffany. Их создавали небольшие фирмы, часто состоявшие из пары-тройки мастеров, в том числе раньше работавших в том же "Картье" или "Тиффани". Именно так начал карьеру Марсель Буше, ушедший из Cartier и создавший невероятные броши, в том числе и те, что сегодня стоят миллион и выше. Буше, потомственный французский ювелир, перебравшийся, как и многие другие, в США, вошел в историю моды как реформатор. Его броши часто имеют уникальные трембланты (тресольки), то есть дрожащие на пружинках, усыпанные мириадами страз ручной огранки броши и колье, которые при движении ослепляют мириадами сверкающих лучей. В свое время мастер продавал эти броши по 10 долларов за штуку. За 70-80 лет цена на них выросла в тысячу триста раз, такой профит не приносит ни одна акция в мире. Да и тот же мухомор стоимостью выше миллиона создал именно Буше. Голливуд как зеркало модной революции А в Голливуде, со времен ар деко и вплоть до создания фильма "Клеопатра", украшения для кинозвезд киностудии заказывали Юджину Джозефу. Он ввел моду на костюмные украшения среди кинозвезд, а тренд подхватили все, кто любил кино. Вещички из обычного металлосплава Юджин превращал в уникальные шедевры, которые носили герои всех голливудских кинохитов. И в жизни их собирали и надевали такие актрисы, как Элизабет Тейлор и Вивьен Ли, Грейс Келли и Марлен Дитрих... Кстати, "гвоздь в крышку гроба" моды на костюмные украшения забила именно Грейс Келли. Выходя замуж за принца Монако, актриса предпочла бриллианты. Введя в моду настоящие драгоценности, она способствовала упадку многих компаний, в том числе и знаменитого детища Юджина, фирмы Joseff.