Дизайнер одежды Виктория Куксина: как комфорт победил сексапильность, чем живут советские швейные фабрики и где рождаются новые коллекции

Основательница одноименного бренда одежды Виктория Куксина уже в школе знала, чем хочет заниматься. Стежок за стежком она пришла в профессию и каждой новой коллекцией признается ей в любви. Мы поговорили с Викторией о новом понимании женственности, современном гардеробе, который живет не один день, и выяснили, почему сексуальность ушла из одежды на второй план. – Одежда давно перестала быть просто способом прикрыть наготу и превратилась в некое послание миру. Когда вы создаете новую коллекцию, то вкладываете в нее какую-то идею? Есть основная мысль, которой вы придерживаетесь? – Конечно, все идет от сердца, от души, от внутреннего понимания красоты и уюта, нужного современной женщине. Я чувствую, как соблюсти баланс между женственностью и комфортом. Отсюда и следует главная мысль: одежда не должна напрягать и раздражать. Очень приятно, когда клиентки говорят: «Это платье я ношу уже 5 лет, оно мое любимое, и я надеваю его на все случаи жизни!». Мне так хорошо от этих слов, так приятно! Это и есть посыл: чтобы вещи становились любимыми, чтобы они жили вместе с человеком, а не уныло болтались в шкафу. Я и сама не люблю масс-маркет: купил – выкинул, и так по кругу. Помню, в студенчестве, когда только начала работать и денег было мало, после зарплаты бежала в магазин и сметала все подряд, а потом понимала: опять купила черт знает что. Это неправильный цикл: нужен стиль, нужны любимые вещи, которые долго и хорошо носятся, нужно ощущение «я классная», которое именно от этого появляется. Если ты хорошо выглядишь, то и отлично себя чувствуешь, и окружающие тебя так же воспринимают. Внешний и внутренний комфорт тесно связаны. И я стараюсь клиенткам советовать: примерьте это платье или юбку, вам, во-первых, понравится, а во-вторых, вы долго и с любовью будете носить такую вещь. – Как рождаются тренды? В какой момент вы понимаете: ага, этим летом все наденут клетку или алый цвет, а следующей осенью надо дать побольше полоски? – Это магия! Я не преувеличиваю. Когда работаю над коллекцией, обычно ничего не смотрю, чтобы не сбивало. В голове рождаются формы, цвета, линии. Например, мы не так давно работали с зимой, и мне необъяснимо хотелось определенной длины. Только такая, и точка. А потом начала смотреть показы, и вот она! Эта длина везде, она на подиуме у каждого кутюрье. Как это работает, не знаю... Когда создавала нынешнее лето, в голову приходили цвета хвои, глубокий красный, вишневый, ядреный розовый Барби… А при создании коллекции осень-зима 2019/20 внезапно возникли черный и золото. Даже сама себя испугалась: я и золото? А теперь посмотрите вокруг: везде идет золотая тема. Даже джинсы я сделала с золотыми вкраплениями и угадала! Вернула 90-е. Так же было и с леопардовой летящей юбкой. Откуда она пришла, из каких недр подсознания? А потом, пожалуйста, у D&G все в леопарде. Мне вообще кажется чудом, когда делаешь, делаешь, делаешь, потом оглядываешься – и вот же оно, в тренде все твои цвета, формы, ткани. Молодец! – Сейчас в женской моде удобство превалирует над красотой. Широкий крой, холстина, минимум чисто женских финтифлюшек. Почему так получилось и как вы относитесь к этой тенденции? – Я люблю контраст. Когда сверху мужской пиджак, а внизу шелковая летящая юбка или платье. Это красиво. А когда женщина совсем превращается в мужчину, то я пас. В то же время я не осуждаю и не ругаю. Нравится вам такой образ? Классно, носите. Но я больше отвечаю запросам другой женщины, которая понимает, кто она и что она может. У нее нет времени бегать по дешевым магазинам, расходовать себя на бесконечные «купил-выкинул», ей необходима интересная одежда, которая будет выгодно ее представлять и легко носиться. Собрала комплект один раз, и он работает. Все вещи взаимозаменяемы, сочетаются, ими можно играть. Моим клиенткам не надо безумными платьями доказывать свое положение в обществе, у них и без этого все в порядке. И несмотря на то что они много работают и везде нарасхват, остаются женственными. Таких девушек много, и я рада, когда они возвращаются ко мне и рассказывают, как вещи живут в их гардеробе. – Российские дизайнеры – это отдельная история или уже часть мировой моды? – По-разному. Есть те, кто примкнул к мировому сообществу, например, Алена Ахмадуллина, Ульяна Сергеенко. Я за ними внимательно наблюдаю, особенно за коллекциями Алены – они фантастические! Но, по большому счету, у нас свой мирок и свой потребитель. Иностранцы, видя мою офисную коллекцию, где есть, например, летящая юбка и шелковый топ, искренне спрашивают: «Это на праздник? У нас так на работу не ходят...» А наши женщины иные, они и в офисе любят эстетику и самовыражение, поэтому российские дизайнеры удовлетворяют их желания и запросы. – Большая конкуренция в вашей тусовке? – Раньше я все отслеживала. Знала, где кого напечатали, кто что показал, а сейчас, когда четко делаю свое дело, конкуренция вообще не волнует. У меня есть клиент, и я работаю для него, а сидеть и изучать: ага, у этих мы украдем модель, а у тех цвет, а у других сочетание – ни за что! Я вижу, что российский продукт, безусловно, становится лучше, появляется много качественных марок, и это здорово. Больной ревности нет. – Почему одежда российских дизайнеров часто продается по баснословным ценам? Виноват маркетинг или вещи наших брендов действительно стоят своих денег? – Смотря какие вещи. Пошив одного платья от кутюр занимает порой 2 месяца, над ним пашет весь цех, это самые дорогие ткани, идеальные лекала, ювелирная работа. И такое платье действительно стоит полмиллиона рублей, не меньше. Или одежда от известного дизайнера Александра Терехова стоит больших денег не только из-за статусности. Посмотрите, насколько там продуманные лекала, безупречное шитье, редкие ткани, крой, обработка – понимаешь, за что отдаешь деньги. А вот если речь о простой трикотажной футболке, которую продают за 20 тысяч рублей из-за модного логотипа – это бред. Рядом точно такой же трикотаж без логотипа стоит 2 тысячи, и это правильная цена. Особенно обидно, когда махнешь рукой на стоимость, купишь, а футболка за неделю покрылась катышками – такое недопустимо. – Как вы сами пришли в дизайн? – Я уже со школы четко знала, куда хочу, не терзалась сомнениями. К тому же у меня семья, где все шили. Одна моя бабушка была суперпортнихой: каждый шов в рамочку, в реечку, все вручную – петельки, кантики, завязочки невероятной красоты. Вторая бабушка тоже шила, но ей эти шовчики казались ужасной скукой: она смело брала ткань и строчила. А выворачиваешь наизнанку, и просто слезы: не хватило ткани – она пришила кусок другой, не было молнии – взяла обувную. Тем не менее смотрелись вещи очень эффектно! Главное, не знать, как она их сшила. Во мне оба подхода к шитью слились воедино: красиво, но кропотливо и качественно. После 9-го класса я ушла из школы, потому что хотела работать. Поступила в колледж, потом меня забрал на практику Сергей Сысоев (известный дизайнер – прим.ред.), ну и волею случая вещи, которые я отрисовывала, сразу попали на Неделю моды в Москве. После этого началась серьезная работа – фабрики, производство, мы с Сергеем пошли разными путями, я направилась в промышленность. – Когда появился ваш персональный бренд Victoria Kuksina? И как рождаются на свет коллекции? – Официально это 2015 год. А самое начало было в 2008-м, когда появилась своя маленькая мастерская, и я печатала собственные лейблы. Коллекция рождается не из идеи, как считают многие, это миф. Все прозаичнее: ты сначала смотришь на ткани, собираешь информацию у поставщиков, изучаешь образцы. Я не загадываю: это будут брюки, а это юбка. Нет, не так: ты просто смотришь ткани. Денек погулял, приходишь к этой горе, еще раз ее пересматриваешь, отсеиваешь. Отдаленно начинает вырисовываться картинка – по тканям, фактурам, цветам. Ты ее еще раз отсеиваешь и еще. Остается около ста образцов. И тогда прикидываешь: угу, вот брючные ткани, здесь платья, это тренчи. Заказываешь образцы – 5 метров, грубо говоря, и начинаешь с ними работать. Ну и параллельно сочетаешь: к блузкам пойдет одно, к брюкам другое, шорты будут такими. И когда идея окрепла, начинается стадия эскизов. Тут все меняется, переделывается по сотне раз, и, в общем только здесь ты уже видишь тему коллекции максимально четко. Начинаешь раскладывать по матрице – юбки, брюки, платья, количество маек, свитеров. Когда все просчитано и доведено до ума, большой заказ отправляется на фабрики. – Кто вам шьет? С какими фабриками вы сотрудничаете? – Раньше мы были сконцентрированы на Кирове – городе с богатейшей историей швейных предприятий. Они сохранили советские традиции качества и в то же время не боятся нового. Я более профессиональных технологов и конструкторов, чем там, не встречала. Мне нравятся предприятия с огромным опытом, с крутыми специалистами. Недавно мы стали работать с чебоксарской фабрикой, вяжем в Рязанской области, а джинсы изготавливаем в Китае. И не надо думать, что это плохо. Китай в плане сырья незаменим. – Но есть мнение, что советские фабрики, как правило, большие, неповоротливые, застывшие в 70-х, и сотрудничать с ними муторно, долго и неэффективно. Или это стереотип? – Есть такое, увы. Многие так и не понимают, что время изменилось, что заказчик ценен, что вы, в общем, ради него и существуете. Сервис зачастую кошмарен, общения нет. У нас был подобный опыт, когда заказ задержали на 2 месяца, ничего нам не говоря. Я поседела за это время, я стучала, звонила, писала, приезжала – в ответ тишина... А ведь все легко разруливалось: объясни по-человечески, что у вас такие-то форс-мажоры, и мы все поймем, будем действовать по ситуации. Но умалчивание, скрытность, полное игнорирование – это, конечно, отголоски советской сферы услуг. Или просишь прислать фотографию образца ткани, в ответ: «Да, конечно!». И все, обещания длятся чуть ли не 3 недели. Хотя фабрика налажена, не простаивает, у нее много заказов, но работа с клиентом аховая. Ее просто нет. – Вернемся непосредственно к моде. Как вы относитесь к тому, что из нее стремительно уходит сексапильность? Юбки в обтяжку – прошлый век, декольте – это пошло, ну и в целом, одежда сейчас камуфлирует половую принадлежность, а не подчеркивает ее. В частности, это делает оверсайз, поглотивший все. – Раньше я сама очень любила платья в обтяжку но сейчас тоже их не ношу. Не одежда меняется, а образ жизни, взгляд на женщину стал иным. Хотя многие по-прежнему желают транслировать прямую сексуальность с помощью мини-юбок, шпилек и вырезов. Да и пусть, если им так комфортно, если они именно так чувствуют себя звездой. Просто глобальные тенденции меняются, комфорт становится определяющим. Про оверсайз повторюсь: он хорош на контрасте. Но если человеку не нравится оверсайз, не надо его терзать. Ему в нем будет плохо, неуютно, он весь съежится от собственных ощущений. Стиль – это твое самовыражение, это то, что ты есть. Как появилась мода на удобство? Женщины сегодня много работают, достигают высот в карьере, у них нормальные зарплаты, они не выходят замуж, потому что так положено. Исчезла мысль, что женщина, в первую очередь, сексуальный объект, а одежда – способ привлечь мужчину. Нет, одежда – это гораздо больше. Времена, когда олигархи выбирали себе куколок из эскорт-агентств, прошли. Умному мужчине хочется видеть рядом с собой умную женщину, а у нее, в свою очередь, обязательно будет умный гардероб. Попробуйте провести полный рабочий день в мини-юбке и на шпильке: не присядешь, далеко не уйдешь, не поешь нормально, постоянно все задирается, ужас же! Комфорт необходим, чтобы больше внимания уделять своему делу, а не бесконечно дергаться, все ли у тебя в порядке. Когда-то я тоже ходила на работу исключительно на каблуках, чтобы быть для всех красивой. Но ритм жизни заставил переобуться: ты никуда не успеешь, к тому же заработаешь массу проблем со здоровьем. Новая женственность – это история про любовь к себе и к своему телу. Она не превращает нас в бесполых существ, наоборот, создает притягательный образ женщины, которая достойна любви и уважения. Фото предоставлены брендом Victoria Kuksina

Дизайнер одежды Виктория Куксина: как комфорт победил сексапильность, чем живут советские швейные фабрики и где рождаются новые коллекции
© Eva.ru