Ижевские дизайнеры: как Дарали Лели возрождает удмуртскую культуру с помощью платьев

В новом выпуске проекта IZHLIFE Ижевские дизайнеры расскажем о Елене Петровой, известной под творческим псевдонимом Дарали Лели. Она не просто воссоздает традиционные удмуртские костюмы, а актуализирует их с помощью современных элементов для повседневного использования. ДОСЬЕ Дарали Лели (настоящее имя Елена Петрова), 31 год. Деятельность: дизайнер удмуртских платьев, писатель, драматург, руководитель театра на удмуртском языке ЮМОК , куратор удмуртских проектов в Арт-Резиденции (Молодежного информационно-ресурсного центра Ижевска). Где приобрести платья: vk.com/daralidress, vk.com/mademoiselleoudmourte Средний ценник: 3000-4000 рублей Фото: Диля Ахмадишина Отрыла удмуртский шоурум и музей удмуртского платья В основном Дарали шьет костюмы южных удмуртов традиционного кроя. Шью по одной коллекции в год, вещей немного, поэтому не было своего магазина, а людям нужно смотреть, примерять. Когда-то я была соучредителем арт-пространства Сахар , а недавно мы открыли шоурум в Арт-Резиденции. Недавно устроили фестиваль финно-угорской моды Арт-базар , куда я привозила двух дизайнеров: Лану Ваховскую из Коми и Евгению Кошкину из Марий-Эл. Они показали свои этно-коллекции, и мы открыли кабинет, где я сейчас работаю. Раньше там была мастерская художника. Решили, что нужно что-то менять, добавить удмуртский колорит. Использовали различные элементы, которые были в Арт-Резиденции. Шкаф нашли на мусорке, куратор Арт-Резиденции по современному искусству Максим Веревкин помог мне принести и покрасить его в черный цвет. Все постепенно обрастает. Деревянная скульптура, например, это работа местного художника Анфима Ханыкова. Шоурум Дарали Лели Фото: Диля Ахмадишина Дарали часто приглашают рассказывать про созданные ей удмуртские костюмы и про все ее творчество в целом. На это она тратит много времени, поэтому отшивает коллекции только для показов. За машинку садится сама, а если делает аксессуары, то сотрудничает с Галиной Матвеевой, дизайнером монист. Вообще, ижевчанка готова сотрудничать с другими дизайнерами и с удовольствием взяла бы в свой шоурум вещи, сделанные ее коллегами. Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоуруме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоуруме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоуруме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина PreviousNext У меня нет такого, что я постоянно продаю. Шью для себя, для души. Мне нравится процесс сочинения костюма, когда вдохновляюсь какими-то элементами. Например, широкой оборкой закамского национального платья, то есть платья башкирских удмуртов. Соответственно, я сделала такую же высокую оборку на своей модели. Вдохновилась фасоном кускин ош это платье центральныхудмуртов (Увинского, Вавожского районов, севера Можгинского района). В каждом районе наряды отличаются. Сочетать ее платья, особенно из последней коллекции, можно абсолютно со всем. Их можно надеть даже не с каблуками, чтобы был не совсем бабский стиль, а уравновесить чем-то брутальным, грубыми ботинками, например. Дарали Лели, дизайнер У меня лежали льняные брюки итальянского бренда, я их не ношу. Подумала, нашила вязаную тесьму с традиционным орнаментом коми, которую мне подарила моя коллега, дизайнер Светлана Турова. У нее свой бренд Югыд-арт , есть машинка, и они вяжут очень много коми узоров. Я никогда не делала такое с брюками, решила поэкспериментировать, мне нравится результат. Посмотрим, кто купит, кто будет этот смелый человек. Со льном у меня не очень Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин Леда или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде, чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье. Еще девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально покупает их на блошиных рынках Если мне нравится какая-то фактура, и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. Прим. ред.) традиционного платья, но, чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа. Фото: Диля Ахмадишина Фото: Диля Ахмадишина Фото: Диля Ахмадишина Фото: Диля Ахмадишина PreviousNext Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется. Некоторые любят лен, коми дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этно-моду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей. Фото: Диля Ахмадишина Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый. Фото: личный архив Фото: личный архив Фото: личный архив PreviousNext Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому. Я не могу сказать, что я делаю очень дерзкую одежду. Последняя коллекция достаточно спокойная. Но бывает, что платье очень яркое или этническое. Дарали Лели, дизайнер Один из фартуков в шоуруме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70 годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени дня два-три. Тот самый фартук, который ткала тетя дизайнера посередине Фото: Диля Ахмадишина Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 луков (образов. Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь. Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет. Случайно увидела свое платье на финской студентке Обычно платья Дарали покупают представители творческих профессий, экоактивисты, и даже активисты других национальных культур! Так как раньше дизайнер продавала удмуртские вещи в арт-пространстве Сахар , туда часто заходили иностранцы. И однажды, два-три года назад, на премьере спектакля на удмуртском языке от финских студентов она обнаружила свое творение на одной из девушек театра. Платья дизайнера покупают не только удмуртки, но и иностранки Сначала я увидела на финке белое платье из Сахара от другого дизайнера. Она заплела италмасы в прическу, и эта интерпретация была очень современной. Другая девушка, преподаватель театра, была в моем платье. Если надеть его с фартуком, то оно будет смотреться совершенно традиционно. Но она надела его с грубыми черными ботинками, и смотрелось очень эффектно. Еще и ворот расстегнула, хотя у удмуртов считается, что это не очень прилично. Последние два удмуртских платья в клеточку с оборкой у Елены купила москвичка, которая увлекается народными культурами разных регионов. Она как-то узнала про меня, когда была в Удмуртии, вдохновилась этим и захотела сразу два удмуртских национальных платья. Давно нужна этническая коллекция а-ля Adidas, чтобы гопники носили удмуртские костюмы Я не люблю, когда этнику причисляют к стилю бохо, когда навешано много побрякушек, ловцов снов. Мне ближе, когда этнику мешают со спортом, как, например, у Jahnkoy*, у нее была коллаборация с популярным спортивным брендом. Я считаю, что Adidas* давно должны были сделать коллекцию с этникой, чтобы местные гопники носили вещи, похожие на удмуртские костюмы. Платье Дарали из последней коллекции Фото: Диля Ахмадишина В следующей коллекции дизайнер хочет сделать этническую вышивку на футболках и сумках-бананках, а также добавить к этому принт или вышивку слов из песен удмуртского фольклора. Это будет более честно по отношению к окружающей реальности не пытаться копировать западный мир, а создавать свою историю, что-то локальное. На гитаре в шоуруме есть наклейки со всего мира, удмуртского мира: удмуртский традиционный инструмент кубыз, тут же логотип adidas*, который мы переделали в alnashi*, местные дизайнеры, флаг Удмуртии, английские слова. Мы живем в мире эклектики и важно не потерять в нем себя. Фото: Диля Ахмадишина Ездила с платьями по всей России Осенью Дарали была в Петрозаводске на конференции, где показ, посвященный северному дизайну, состоялся на железнодорожном вокзале. Там она рассказывала про муресазь нагрудник северных удмуртов, который служит альтернативой монистам. Также девушка была в Казани и Сыктывкаре, в Национальном музее, где она показывала платья и рассказывала про современную удмуртскую культуру и созданные ей костюмы. Если южные удмурты носили как оберег монисто, то северные аппликативные нагрудники мурсазь и кабачи вышитый нагрудник. Финно-угорский мир часто нам говорит о том, что мы, удмурты, более современно видим традиционную культуру и всегда пытаемся миксовать . Вот так выглядит мурсазь Фото: Диля Ахмадишина Носит юбку, подаренную венгерской бабушкой Одежду дизайнер шьет для себя сама, но только в том случае, когда какая-то ткань сильно привлекла ее. Увижу ткань и скажу: О, полоска как у башкирских удмуртов, закажу, если не сошью сама . Одежда везде, и сама к нам приходит, зашел, что-то купил. Последнее время я беру вещи за рубежом или в секонд-хендах. Захожу в Фамилию , могу взять брендовые вещи по дешевке . Не ношу вещи из плохого материала, мне важно, чтобы он был хорошим. Я не могу себе позволить купить вещь на базаре, потому что не смогу ее носить. H M*, ZARA* выдают нам образ, который сейчас моден, и мы, согласно ему, подчиняем свои вещи. Я купила комбинезон в Глории Джинс и хочу сочетать его с удмуртской блузкой традиционного кроя. Я не полностью человек с традиционным мировоззрением, не в деревне живу, хотя сейчас люди из деревень одеваются в городе. Сочетать что-то свое и мировое важно для меня. В повседневной жизни Дарали придерживается драматического стиля, но в последнее время ей близка классика. Дарали в блузке и саестэме Фото: Диля Ахмадишина Удмуртские платья лучше всего, в них комфортно и удобно. Я хожу в блузке, которую сшила сама по удмуртскому крою, она очень свободная, и если я потолстею или похудею, то все равно будет хорошо сидеть. Платья у меня 42-48 размера, всем подходят. Сверху я ношу саестэм удмуртскую безрукавку. Любимых вещей у ижевчанки нет по ее признанию, они приходят и уходят. Но если какой-то предмет одежды очень нравится, то она может оставить его себе, как, например, черную юбку, которую в Венгрии ей подарила местная бабушка, когда Дарали ездила туда в качестве посла из России в рамках проекта Финно-угорская культурная столица . Дарали показывает ту самую юбку от венгерской бабушки Фото: Диля Ахмадишина Мне очень нравятся старые платья, это такая память, ни за что не продам. Старинные платья я не ношу, если только на какое-то мероприятие. Например, бабушкину блузку из Вавожского района я надевала с черной юбкой из Венгрии. Дарали организовывала вместе с руководителем городского дизайнерского проекта ОДЕЖКА Кириллом Маркесом фестиваль Udmurt Fashion day* У Дарали очень много любимых дизайнеров, например, Стелла Джин с гаитянскими корнями. Видимо, когда у людей микс корней, они мыслят по-сумасшедшему. Мне нравится, как она сочетает цвета, видишь в них карибскость и при этом современность, много этники, сочной локальной культуры и много универсального. Есть хорошие венгерские и финские бренды. Также она очень любит Delpozo и Тьерри Мюглера, а из местных ижевских cледит за Dolgan* и брендом Rabbit Hole*. У Маши Долган очень лаконичные, женственные вещи. У бренда Rabbit Hole, у каждой их вещи есть своя история про женскую индивидуальность, смелость, долю мифа в жизни. И у всего есть свой посыл, мне это нравится. В плане фэшн - шоу нравится, как Тьерри Мюглер мыслил в 90-е. Моя задача формировать удмуртское городское сообщество По мнению Дарали, когда делаешь что-то традиционно удмуртское, хочется добавить современного, чтобы люди могли интегрировать национальную эстетику в повседневную жизнь. Особенно это касается молодых ребят, которые из деревень приезжают в город. Они стесняются говорить на своем родном языке. Удмурты сохраняют свой язык и культуру, но это не везде. Есть районы, где очень тяжело, на севере, например. В Алнашском и Малопургинском районах говорят больше на удмуртском. Одежда южных удмуртов популярна. Фото: Диля Ахмадишина При этом дизайнер вдохновляется путешествиями и знакомством с другими культурами. Мне кажется, что проблемы национальных культур везде одинаковые. Это один набор ценностей, которые несут из поколения в поколение. Это попытка людей упорядочить свою жизнь, чтобы они жили не в хаосе, а в мире и гармонии с окружающей природой, когда человек издревле знает свое место. Человек современный в нашем глобализированном мире теряется. Ребята, которые приезжают из деревни в город, не понимают, как не потерять себя в этом многообразии. Московский театрал, антрополог Петр Немой приезжал в Ижевск и сказал, что деревня это вечный процесс, в котором живет человек: он рождается, его крестят, потом он растет, учится вышивать или работать с деревом. И у 17-летнего парня никогда не наступит кризис личности, что ему делать дальше. Все естественно. Потом гулянки, фольклор, по баням ходят, невест выбирают, дальше дети и все по-новому. Постепенная жизнь в гармоничном едином процессе. Дарали Лели, дизайнер В городе ты потерял эту связь, и ты вечный маргинал в поиске себя. Это другая и очень интересная парадигма. Классно жить в городе, примерять на себя национальные измерения, и делать какие-то продукты, потому что город это всегда продукт и если у тебя его нет, то и тебя нет. Ты постоянно должен генерировать, должен быть выхлоп, а не просто жить в процессе, гулять, варить, табани печь. Должно быть национальное влияние на городские процессы. Фото: личный архив Модный лайфхак от дизайнера Лучше базовые вещи брать в магазине, а прикольные штуки и аксессуары можно в секонд-хендах, на распродажах, или перерыть, переделать бабушкины вещи и из старых штанов сделать шорты. Выбирайте одежду по своей фигуре и подчеркивайте то, что дано природой. В любом случае, нельзя носить то, что тебе не подходит. Очень гармонично, если удмуртское платье будет скрывать что-то ненужное . Можно освежить этнический образ переводной татушкой и добавить этим немножечко бунтарства, сделать более дерзкий макияж. Мы мыслим стереотипно, почему мы не можем взять элемент традиционного и сочетать с современным. Удмуртское платье можно носить с косухой или джинсовкой, это будет необычно и свежо. Мы живем в Удмуртии и можем вдохновляться, тем, что есть местные ценности. Ижевск город-завод, мы можем взять его черты и что-то заводское, сделать принты на тему завода и техно-мира. *Удмурт фэшндэй, эйч энд эм, зара, адидас, алнаши, рэббитхоул ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ижевские дизайнеры: свадебные платья Елены Поповой покупают в Чехии и Германии Ижевские дизайнеры: Ирина Синцова создает экипировку для спортсменов из Казахстана

Ижевские дизайнеры: как Дарали Лели возрождает удмуртскую культуру с помощью платьев
© Izhlife