Дизайнер Виктория Андреянова о том, как одела РЖД и почему футболка может стоить 30 тысяч

Свой Дом моды Виктория открыла еще в 1999-м, а сегодня в ее моделях ходят сотрудники РЖД, «Аэрофлота», «Ашана» и Третьяковской галереи. О том, как ей удалось одеть Россию и готова ли ее дочь встать у руля семейного дела Виктория рассказала Еве.Ру. — Виктория, в одном из интервью вы сказали, что одежда, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько человек в ладу с собой. Если применить это к россиянам, что вы видите? — Диагноз «большая неодетая страна» я поставила еще в начале своей карьеры. Собственно, я и мечтала об этом — одеть своих соотечественников. И долгое время я воспринимала работу как миссию: мне хотелось сделать абсолютно всех женщин счастливыми. И те 30 лет, что я занимаюсь своим делом, я бью в одну точку. Конечно, страна менялась, и я менялась вместе с ней. Если в Советском Союзе все женщины были женственными, а все мужчины — мужественными, то со временем гендерные границы стерлись: сейчас может быть родитель номер один и родитель номер два. И вот это для меня как для дизайнера очень привлекательно. Я обожаю унисекс, оверсайз и имею возможность работать с формой как архитектор, а не как закройщик, которому нужно обеспечить удобство, условно, в груди и определенную прибавку. Один из моих новых проектов — создание формы для сотрудников вокзалов РЖД. Прежде чем делать вещи, я еду в гости и общаюсь с людьми, выясняю особенности работы, есть ли сквозняки, сколько движения и прочие нюансы. Так вот, побывав на вокзале, я осознала, что там работает много полных людей. И в связи с этим предложила три варианта костюма. Первый вариант — классический приталенный пиджак с юбкой. Второй — объемный жакет до середины бедра, который очень достойно смотрится на крупной женщине, и третий — костюм в стиле Шанель, то есть с укороченным пиджаком с реглановым рукавом, очень удобный и также рассчитанный на любой тип фигуры. Угадайте, что выбрала комиссия, в которой 80% мужчины? — Второй? Первый! То есть сильно приталенный костюм. Меня такой выбор немного расстроил, я даже спросила, понимают ли они, до какого размера мы этот костюм будем расширять, чтобы он был впору. В общем, как оказалось, они готовы пойти на то, чтобы устраивать кастинг для персонала и принимать на работу только тех, кто будет влезать в эти костюмы. — Получается, история как с «Аэрофлотом», который дискриминировал полных женщин, может повториться! (Примечание Евы.Ру: Согласно правилам авиакомпании размер одежды бортпроводниц должен быть в диапазоне 42–48. За «прибавку» в весе сотрудниц могли лишить надбавки в зарплате, но Мосгорсуд обязал компанию это правило отменить). — Во всем мире ценится прежде всего профессионализм, то есть опыт, а он приходит только с годами. Но ведь с возрастом женщины обычно набирают вес, в том числе из-за гормонального фактора. Я недавно летала датскими авиалиниями. Маленький самолет, две бортпроводницы. Одна — голливудская красавица, глаз не отвести, а вторая — обычная женщина, наверное, предпенсионного возраста. И они прекрасно уживаются в одной связке. Но при этом ты понимаешь, что с щепетильными вопросами ты, скорее, пойдешь к взрослой стюардессе, которой не постесняешься их задать. Но у нас, к сожалению, вопрос дискриминации по внешнему виду стоит все так же остро. — Сейчас в России много молодых дизайнеров, но никто из них не известен за рубежом. Почему? — Создание своей модной индустрии — процесс небыстрый. Например, мой Модный Дом вырос из семейного бизнеса в серьезную компанию в том числе потому, что в 2003 году я выиграла тендер на форму для сотрудников «Аэрофлота» и это заставило меня развиваться. У меня появилось собственное производство, я узнала, что такое техническая документация, как должны выглядеть лекала и так далее. Это целая индустрия внутри отдельного Дома моды. Для того чтобы молодой дизайнер смог выстроить все эти процессы с нуля, конечно, нужны деньги и огромные усилия. Вот интересный пример: моя дочь Лиза Костюкова окончила Королевскую академию изящных искусств Антверпена, победила в проекте «Подиум». Она начинала у меня штатным графическим дизайнером, а также занималась нашим контентом, теперь же Лиза новый креативный директор Дома. Я уже привлекаю ее к работе над коллекцией самой важной первой линии дома. Так вот: даже для нее, учитывая ее опыт и знания, выстроить собственную компанию как независимого дизайнера — совершенно неподъемная задача! Потому что на первые шаги нужны большие средства. У нее был миллион, который она выиграла в проекте «Подиум», но он полностью ушел на выпуск ее первой личной коллекции. И Лизу это потрясло, ведь на дальнейшее продвижение, показ в шоу-руме, пиар-сопровождение и все прочее своих средств не осталось. Так она поняла, какая это непосильная задача. Поэтому мне очень симпатичны бренды, которые начинают с монопродукта — только носков, шапок или маек. На узком ассортименте отрабатывают схемы и уже потом потихоньку расширяют его. Но в любом случае без денег это все невозможно. — Если все это так сложно, то откуда такое количество людей, называющих себя дизайнерами? — Многим кажется, что создавать одежду просто. У меня как профессора Текстильного университета сейчас есть дипломница, которую я ни разу не видела. При этом она претендует на то, что я подпишу ее дипломную работу. Но я этого не сделаю. Для меня, человека, закончившего два профильных учебных заведения с отличием, это дико. Я считаю, что этой работой нужно гореть, отдавая всего себя. Ведь каждой коллекцией ты фактически навязываешь людям свое видение мира, а это ответственно. — Дизайнерские вещи стоят недешево. Чем обусловлена цена, например, в 30-40 тысяч рублей за простую футболку с принтом? — Когда дизайнер делает всего одну футболку, она действительно может стоить 30 тысяч. Чтобы снизить затраты, ты должен вложить деньги и запустить массовое производство этой футболки. И уже в партии ты должен подсчитать точку безубыточности, себестоимость, сделать наценку и прочее. Но это все для дизайнера очень сложно и поэтому компании часто прогорают. — Какой совет вы можете дать тем, кто хочет выглядеть модно и стильно, но при этом не потратить целое состояние? — Экспериментировать и не относиться к своему образу слишком серьезно. — Возможности выделиться сейчас есть, но на улицах города мы по-прежнему видим серо-черную палитру. Почему? — Да, и особенно это заметно зимой. Меня очень огорчает, что у нас все заполонили однотипные китайские пуховики. Я тоже делаю пуховики, но стараюсь, чтобы они были интересными, подчеркивающими индивидуальности людей. В любом случае, даже не имея возможности приобрести дизайнерский пуховик, можно даже пуховик из масс-маркета сделать модным, например, купив вещь на пять размеров больше. Я считаю, что жизнь все равно дает возможность выделиться, просто к этому нужно приложить голову. — Но иногда фантазию ограничивает отсутствие денег, приходится идти за одеждой на рынок. — Людям живется непросто и это моя большая боль. В начале 2000-х годов казалось, что еще немного и будет все круто. А оказалось, уже тогда все было круто. Сейчас ситуация такова, что человек с зарплатой в 20 тысяч рублей не может позволить себе ничего лишнего. И что я могу такое предложить, чтобы человек купил у меня? Да ничего, пожалуй. Поэтому я не имею права упрекать людей, что они идут на рынок. Но даже на рынке можно гармонично одеться. Там всегда можно найти футболку в горошек, темно-синие брюки. Обуть какую-то а-ля винтажную лодочку, надеть нитку искусственного жемчуга и образ готов. Главное, помнить: если вы хотите сделать некий апгрейд собственного гардероба, то хорошо бы прежде полистать модные журналы, почитать, посмотреть блогеров или показы мод. И после этого, выбрав или придумав, какой ты хочешь быть, уже идти на шопинг!

Дизайнер Виктория Андреянова о том, как одела РЖД и почему футболка может стоить 30 тысяч
© Eva.ru