«Наука помогает творить». Стилист – об этносе в современном дизайне одежды

Каждая женщина интересуется модой. Кто- то ей неустанно следует, а кто- то её диктует и создаёт. Несколько лет назад Сусанна Макерова основала в Майкопе Лабораторию Моды. Вообще- то Сусанна заведует кафедрой английской филологии Адыгейского государственного университета, она доктор филологических наук, профессор. «АиФ-Юг» она рассказала о том, как иностранные языки совмещает с языком Моды. Как свобода влияет на образ Модой Сусанна увлекается давно. Ещё будучи студенткой, могла одеться так, что жители тихого городка смотрели на экстравагантную девушку во все глаза и затаив дыхание. «Возможно, людей поражало то, что я сочетала несочетаемые, казалось бы, вещи. Например, под лёгкий шёлковый сарафанчик могла надеть тяжёлые солдатские ботинки. Этот образ я подсмотрела в одном из клипов, где снималась Алисия Сильверстоун. Мне он так понравился, что в одной из поездок заграницу я купила пару высоких ботинок - белого и горчичного цвета и стала их носить. Представьте себе Майкоп, жаркое лето, начало девяностых. И тут я, в таком, не совсем типичном для адыгейской девушки наряде. Сейчас этим никого не удивишь. А тогда казалось вызовом. Тем более в нашем скромном, аутентичном городке. Откуда такая смелость? Наверное, всё дело в том, что я рано стала путешествовать. Поскольку занималась языками, ещё в юношестве побывала в США, Европе. С интересом наблюдала, как они себя там ведут, как одеваются. Не могу сказать, что всё это было супермодно и красиво. Но чувствовалось, что иностранцы были свободны и раскованны внутри, и это отображалось в образах, которые они на себя примеряли». Кстати, парадокс - в сегодняшних моделях, которые создаёт Сусанна, чётко прослеживается национальный мотив. «В самом начале своего творческого пути я участвовала в конкурсе молодых дизайнеров «Подиум», который проходил здесь же, в Майкопе, - рассказывает она. - Тогда в жюри присутствовала основательница Дома Моды в Краснодаре Татьяна Васильева. Она, посмотрев наши работы, и подсказала: «У вас столько интересного материала, почему бы не создать коллекцию на этническую тему?». И я стала пробовать. Тем более, эта территория на тот момент не была занята. Конечно же, я выросла в этой атмосфере - знала и обычаи, и традиции, и музыку. Но стала изучать наш костюм более подробно, пыталась его трансформировать. Сделать это довольно нелегко. Возможно, он и должен существовать в первозданном виде. Но... началась новая жизнь, полная приключений. Моя первая коллекция называлась «Черкешенка» - абсолютно современная одежда, правда, в ней чётко угадывались национальные мотивы. Это была сложная работа. Хотелось, чтобы всё выглядело стильно, гармонично. Этническая тема - богатейшая. Это козырь, которого у других народов нет. Да, традиционным костюмом многие занимаются, есть прекрасные мастера. Сохранение традиций - великое дело, но это «вчера», то, что уже было. И я уверена, чтобы традиция жила, нужно продолжение истории. Меняется общество, образ жизни, и костюм должен меняться - быть удобным и соответствовать сегодняшним потребностям. Я пытаюсь об этом поведать миру. И в этом деле - не одна. Трансформацией национального костюма увлекаются многие модные дома. Очень актуальны африканские мотивы, восточные. А почему бы не привнести в массы и черкесские элементы?». Почему башлык незаменим Один из них, благодаря майкопскому дизайнеру, уже стал популярен. Это башлык. «Шарф актуален во все времена, - говорит Сусанна. - В Европе это вообще незаменимый аксессуар - им дополняют любой образ. Во-первых, это стильно, во-вторых, практично. Наш башлык ещё более функционален. Поэтому мы его представляем в разных конфигурациях - из разных тканей, с декорированными элементами, национальными орнаментами и вышивкой. Человек, вышедший в таком башлыке на улицу, никогда не остаётся незамеченным». Сегодня одежду Сусанны Макеровой можно увидеть не только на специальных показах и дефиле, в которых она участвует постоянно. Её наряды с удовольствием носят звёзды российской эстрады, например, Анастасия Стоцкая, Сати Казанова и другие. А не так давно Сусанна создала сценические костюмы для спектакля театра «Современник» «Пока существует пространство». В главных ролях Валентин Гафт и Саид Багов. Коллекция Сусанны представлялись и на Неделе высокой Моды в Москве. В апреле свою одежду демонстрировала на специальной выставке в Совете Федерации. «Это была не просто выставка, - рассказывает дизайнер. - В СФ обсуждали проблемы импортозамещения в лёгкой промышленности и способы их решения. Без поддержки властей развитие этой отрасли невозможно. В планах создать оргкомитет и взаимодействовать». Кстати, Сусанна признаётся, что работа в университете тоже оказывает влияние на её творчество. «Изучая язык, окунаешься в культуру и традиции народа, опыляешься всем этим, - рассуждает она. - Так как я занимаюсь непосредственно этнической составляющей в дизайне, мне это необходимо. Но, как говорится, без прошлого нет будущего. Недавно на одном из диссертационных советов поймала себя на мысли, что наука - это направление, связанное с движением мысли. То есть наука - это новые идеи. А дизайнер - это человек, который генерирует эти идеи. Получается, что основная моя профессия помогает реализовать себя в творчестве».

«Наука помогает творить». Стилист – об этносе в современном дизайне одежды
© АиФ – Юг