«Когда во что-то сильно веришь, тренды не важны»: Создатели бренда одежды William Morris — о деле, к которому шли всю жизнь
На улице Юношеской можно обнаружить камерную мастерскую, которая носит имя английского художника и дизайнера Уильяма Морриса. Этот человек на заре технического прогресса утверждал: «Всё лучшее на Земле всегда будет делаться руками». Разделяя эти взгляды, две калининградки Юлиана Бланарь и Елена Гаврилова в 2017 году решились на создание собственной марки одежды, поставив перед собой высокую цель: любовно шить красивые и качественные вещи. Из-под их рук рождаются лимитированные авторские коллекции для женщин и девушек: от максимально женственных и в духе достоевских образов до смелых и авангардных. Что особенно примечательно в их случае, переход от «чужого» к «своему» случился не сгоряча, в процессе поиска себя или способов заработка, а с глубокой осознанностью: обе наши собеседницы гармоничны, имеют семьи и богатый предшествующий опыт. Возможно, он и определил их нынешнее положение дел, но чтобы лучше разобраться во всём этом, перейдём к рассказу Юлианы., , Опыт, дружба и давнишняя мечта, Я выросла в семье художника и актёра. Всё моё детство прошло в мастерских художников, закулисье театров и художественной школе. Ткань любила всегда, и не столько в практичном смысле, сколько как материал с огромными возможностями применения в творчестве. После школы поступила в швейное училище, где мы и встретились с Леной, вместе его закончили и далее поступили в институт лёгкой промышленности в Санкт-Петербурге, после чего полюбили этот город навсегда. Затем было много всего. И работа в ателье, и на фабриках, и дома — когда родились дети. Мы занимались дизайном помещений и домашним текстилем. Жизнь разводила и сводила. И всегда мы мечтали и были уверены, что дорастём до чего-то своего. Идеи копились, и в апреле 2017 года решили: сейчас или никогда! Отточили идею, разработали бизнес-план, получили государственную субсидию на оборудование в размере 90 тысяч рублей — их хватило на оверлок и профессиональную гладильную доску с отпаривателем. Набрали кредитов и отшили первую коллекцию. В сентябре 2017 года состоялось долгожданное официальное открытие. Мы создали открытое пространство, где создавалась и продавалась одежда ограниченными тиражами в виде полуфабрикатов, когда её можно померить и скорректировать по индивидуальным параметрам. Первая наша коллекция состояла, в основном, из юбок. Кажется, невероятно простая вещь – юбка, но каждая женщина знает, как трудно найти ту, которой останешься довольна и будешь долго носить. У нас купили одну вещь, вторую, появились постоянные клиенты, которым было мало просто юбок, и мы расправили крылья. , Как рождаются коллекции, Рабочий день складывается очень по-разному, за что мы и любим свою профессию. Можем сразу сесть за машинку, а можем целый день мотаться по складам в поисках «перламутровых пуговиц» или заниматься лекалами. Или весь день клеить на полу безумные шляпы, готовясь к какому-нибудь показу. Обычно процесс начинается сразу после утреннего кофе — с обсуждения планов, а заканчивается, когда голова падает на подушку. Обязанности мы распределяем по приципу: «кому что ближе». Я занимаюсь разработкой коллекций, выбором тканей, всем креативом и соцсетями, отшиваю образцы. Лена отвечает за лекала и технологический процесс, работает с персоналом и контролирует финансы. Поначалу мы всё придумывали вместе, обсуждали и выбирали, что хотим пошить, но со временем обязанности распределились, каждая занимается тем, от чего получает больше удовольствия. Мы пришли к тому, что даже перестали советоваться — полностью друг другу доверяем и не тратим время, нам так комфортно. Елена: По поводу того, что коллекции придумывает Юля, у меня никаких обид нет. Я знаю, что она со всем прекрасно справится и всё сделает идеально, а я лучше займусь своей работой. Никаких претензий друг к другу нет. Подготовка к выпуску новой коллекции ведётся за два месяца до наступления сезона. Например, если коллекция весенняя, мы садимся за неё в январе. Если сесть позже, то уже не успеть. У меня месяц занимает продумывание изделий, отрисовка, создание выкрасок для поиска нужного оттенка. Потом мы собираемся и отправляемся за тканями, ходим вместе с цветовыми палитрами. Когда привозим ткани, я отшиваю пилотные образцы и передаю их Лене на доработку. Часто я действую в порыве творчества и шью на глаз, а Лена потом меня ругает — ей приходится дорабатывать предметы одежды, не видя лекала. Лена создаёт лекала и размерный ряд. Почему мы не отдаём эскизы на пошив швеям? Придётся очень долго объяснять, — ты видишь одно, человек — другое, нам проще сшить самим и потом просто попросить повторить по готовому образцу. Под чутким руководством Лены у нас работают две швеи, пошив происходит тут же, в пространстве на Юношеской, — заглянув к нам, вы можете не только примерить одежду, но и застать нас в разгар производственного процесса. , «Русская рулетка» по-портному, Поиск тканей — отдельная и очень важная история. Мы их отбираем лично, выезжая для этого специально в Москву. Сейчас у нас уже всё налажено, а вот в первый раз пришлось попотеть, прежде чем найти то что нужно. Елена: Это очень азартный процесс. Четыре дня мы играем в русскую рулетку — найдём—не найдём.... Это можно сравнить с поиском сокровищ. В Москве есть люди, которые занимаются поставками итальянских тканей. Они — фанаты своего дела, в их закромах всё коллекционно: «Вот, посмотрите, что привезли!» И найти их тяжело, потому что в основном они размещены не в магазинах, а в скрытых от глаз пространствах. Ты идёшь на какой-нибудь завод, поднимаешься на 25-й этаж, звонишь, они встречают, отводят, и только там можешь найти то, что искала. Чтобы выйти на такие места, нужно с кем-нибудь познакомиться и завязать дружеские отношения. Нам, наверное, в этом плане повезло: мы были такими наивными, толкались по магазинам, искали в интернете, и всем нас, видимо, было так жалко, что стали подсказывать, советовать, говорить, куда стоит сходить, где поискать. Мы планируем увеличить обороты и уже в следующем году наладить прямые контакты с итальянскими фабрикантами. Пробовали закупать ткань в Польше и Германии и Турцию рассматривали, но лучше итальянцев ткань никто не делает, и она нам более или менее доступна. Очень надеемся, что отечественное текстильное производство когда-нибудь оживёт и поднимется на достойный уровень. Полностью обновляем коллекцию осенью и весной, и в течении сезона постоянно разрабатываем новые образцы. Вообще мы подметили, что в Москве люди более открытые, они понимают, что конкуренции здесь нет: если ты делаешь то, что у тебя хорошо получается и что любишь, о какой конкуренции тут можно говорить? Если бы кому-то потребовалось что-то подсказать, мы бы с радостью помогли, Лекала бы только оставили при себе (смеётся), так как это наша интеллектуальная собственность. Кстати, Levise и другие мировые бренды держат свои лекала в сейфах, чтобы их никто не скопировал. По поводу конкуренции — сейчас 21-й век, всё есть в интернете, зачем усложнять жизнь кому-то, когда можешь просто поделиться информацией? Мы сами бы хотели съездить к кому-нибудь на производства и почерпнуть опыта. , Дефицит кластеров и профессионалов, Сейчас мы на пути становления. Многие моменты ведения бизнеса познаются только в процессе, много подводных камней. Очень сложно найти хороших мастеров. Мы вынуждены часто прощаться с людьми, которые для нас шьют, потому что в какое-то время учиться на швей стало не престижно, и сейчас очень сложно найти кого-то, действительно в этом разбирающегося. Огромный дефицит грамотных швей не только в городе, но и по всей стране. Очень многие хотят стать модельерами, но не знают, как. В этом плане мы с Леной феномен: и придумываем, и конструируем, и отшивам, но для этого нужно пройти весь путь от стежка до сложного кроя, мы учились 7 лет этому делу. Вы можете зайти в инстаграм и пройтись по дизайнерским маркам — в основном, это футболки, спортивная одежда и всё, что имеет простой крой. Может, дизайнеры и хотели бы выпускать что-то более сложное, но кто им сумеет сейчас это пошить? А мы умеем. И так жалко их, они не понимают, почему вещь сидит не так. Им сшили и отдали, а получилось совсем не том, и они не понимают, что надо сделать с этой одеждой. Елена: Да даже элементарно нужно уметь объяснить специалистам, что хочет дизайнер. Тяжело понять человека, который не знает производства как такового. , Много сил и времени отнимает продвижение марки и поиск партнёров, которые бы хотели размещать у себя наши изделия. У нас отсутствует бизнес-образование, и это сказывается на самопродвижении. Сами по себе мы открыты, всем всё расскажем, а пойти и спросить самим у кого-то — это уже приходится переступать через себя. Но вообще каждый должен заниматься своим делом, для этого просто нужен отдельный человек. На данный момент мы преодолели точку окупаемости, но всё что остается после оплаты аренды и необходимых закупок, вкладываем в развитие. Пока эта статья расходов обидно мала. Основные наши расходы — это закупка ткани на сезонные коллекции. Это случается два раза в год, и мы не всегда мы можем накопить нужную сумму, спасают кредиты. В течение сезона докупаем ткань и фурнитуру маленькими партиями, чтобы освежить существующую коллекцию. , Также существует проблема — отсутствие кластера, площадки, которая включала бы в себя шоу-румы калининградских марок и бизнес-нетворкинг. Безусловно это должно быть создано при поддержке государства и предоставляться на посильных условиях, давая тем самым возможность локальным маркам развиваться и показывать себя. Такие, как мы, производители штучных дизайнерских вещей, никак не могут конкурировать с продавцами одежды, сумок и украшений массового производства, и для многих аренда торговых площадей — непосильное условие выживания. Мы пытались стучаться в двери наших, калининградских представителей власти, но не нашли никакого отклика, к сожалению. Ещё одна сложность работы в Калининграде — вакуум общения с единомышленниками. Все события, форумы, конференции в нашей индустрии, где можно перенять какой-то опыт и показать себя, происходят в Москве и Петербурге. Понятно, что не так далеко, но всё-таки наши финансовые возможности пока ещё очень ограничены, и мы не всегда можем себе позволить частые перелёты и поездки в столицы. , Взаимоотношения с мировыми трендами, Что касается мировых трендов, то мы, конечно, внимательно их отслеживаем. Просматриваем и анализируем все мировые показы. Чтобы соответствовать контексту времени, необходимо быть в курсе всех процессов и тенденций. Но когда во что-то очень сильно веришь, для тебя становится неважным ни мировые тренды с засильем спортивно-уличной моды, ни поднадоевший минимализм, ни маркетинговые исследования. И как-то так получается, что делаешь то, о чём мечтал сам — авангардное пальто, чтобы чувствовать себя дерзко в любом городе мира, или платье, словно с фотографии бабушки в юности, от которого щемит в сердце. Единственная тенденция, которой мы постоянно следуем — забота о мире, это миссия как производителя, так и покупателя. Мы делаем «медленную моду» — вещи, которые стоят дороже из-за качественных материалов, но проживут дольше. Мы не используем пластика и одноразовых пакетов. Каждую вещь мы упаковываем в текстильную сумку, которая долго служит нашим покупателям. Мы делаем дизайнерский продукт, это не утилитарная вещь. Наши покупатели — женщины, которые ищут индивидуальность, для них одежда — способ выразить себя, сказать: да, я такая. Покупая у нас, люди понимают, что приобретаю не просто одежду, а высказывание, идею, эмоцию. Чтобы завоевать доверие покупателей, мы подробно рассказываем, как и кем была сделана каждая вещь, как формируется цена. Объясняем, что хорошее качество вещей требует затрат и не может оцениваться дёшево. У нас не промышленное производство, мы не кроим настилом, нет пооперационной сборки. Изделие от первой до последней строчки изготавливает один мастер. Очень много ручной работы. Тем не менее, мы очень стараемся держать посильные цены для наших покупателей. , Обрастание покупателями и задумками, Сейчас мы отшиваем полноценные сезонные коллекции одежды, и планы наши растут. Мы создаём одежду для современной женщины, живущей в мегаполисе, которой неуютно в массмаркете. Наша история — о женской красоте без преувеличений и нарочитой дерзости, наша аудитория — женщины с лёгким взглядом на мир, не следующие стереотипам и условностям. В России общество потребления только начало формироваться, в отличие от Европы, где дизайнерский продукт уже привыкли рассматривать иначе, чем массмаркет. Нам пришлось столкнутся с этим непосредственно. Калининград — это не Москва и не Питер, здесь ещё сложнее, и каждый новый клиент достается нам непросто. Но, тем не менее, за два года у нас сложился круг постоянных клиентов, и он растёт. Есть постоянные покупатели из Москвы и Петербурга, приезжающие в Калининград, растёт количество наших ценителей в инстаграме — мы уже отправляем вещи по всей России и даже в Европу, соотношение наших покупателей — 50% местных, 50% — из других городов и стран. Для тех, кто хотел бы развиваться вместе с нами, мы организовываем беседы об искусстве, моде, приглашаем профессиональных лекторов. Также, по многочисленным просьбам, планируем организовать нетворкинг, где будем делится своим опытом по конструкторской и технологической части производства одежды. В будущем мы бы хотели большое пространство наподобие заброшенного завода, лофтовое помещение, чтобы там могли разместиться несколько швей, расширили бы производство. Для меня в идеале всё сделать так, чтобы я могла заниматься только коллекциями, а Лена — конструкторской частью. Чтобы мы могли позволить себе нанять людей, которые начнут заниматься фотосъёмкой, партнёрскими отношениями, пошивом. Потому что сейчас мы распыляемся на всё это, и чтобы осовободить себя от этих обязанностей, нужно создавать и продавать больше. Елена: Вы, может, видели, на модных показах в конце выходит целый цех в белых халатах — люди, чья работа остаётся за кадром, незамеченной, которые трудятся над лекалами и так далее. Мы хотим такой коллектив. , Если вам близка тема создания собственного бренда одежды, можете пройти бесплатный курс наших друзей «Мастера России»., Фото: Руслан Дюсюнов
«Твой Бро» и звёзды рекомендуют: Гороскоп на октябрь