Ugly chic вышел из моды — и теперь мода, кажется, снова станет красивой

Остроносые сапоги, кроссовки размером с Юпитер, крохотные очки, превращающие любое лицо в кекс с двумя изюминками, куцые кофты, огромные куртки, огромные штанищи, огромное все - продолжите ассоциативный ряд? Речь, конечно, об ugly fashion. Том самом «уродливом шике», который царил в моде последние несколько лет и казался бессменным. А еще отчаянно раздражал всех, кто красотой некрасивого проникаться никак не желал. Именно из-за этого тренда, вновь вынесенного на подиум Демной Гвасалией, и появлялась в соцсетях глянцевых журналов большая часть всех гневных комментариев. «Да что же это такое! Где красота, элегантность?» - вот самый мягкий (и воображаемый: в реальности читатели были куда суровей и изощренней) пример. Эта тенденция была иллюстрацией фразы про красоту, которая всегда лишь в глазах смотрящего. Принять и полюбить такую моду с самого начала было непросто: это было похоже на тест, проверку, которую сможет пройти не каждый. Способны ли вы разглядеть красоту в резиновом “мраморном” тапке из коллаборации Кристофера Кейна с Crocs? Получится ли у вас прочувствовать поэзию российских окраин, вглядевшись, как в бездну, в толпу потрепанных суровых парнишек Гоши Рубчинского? Влюбиться в пестрых библиотекарш Алессандро Микеле из его первых коллекций для Gucci, узнав в них саму себя - девочку-заучку в очках, мечтающую о приключениях, как в любимых книжках? Отпустить старые представления о том, что шлепки с носками - часть образа пьяницы из подъезда, в котором вы выросли? Найти очаровательными и по-своему чувственными полупрозрачные черные колготки в паре с босоножками, когда вас всю жизнь убеждали, что это “колхоз”, а “колхозом” быть, конечно, не хочется? Достаточно ли вы насмотрены, достаточно ли в вас самоиронии, чтобы играть в те же игры с “плохим” и “хорошим” вкусом, в которые упорно втягивают всех дизайнеры? Конечно, все это началось не с появлением Демны Гвасалии. Подобные челленджи дизайнеры устраивали публике и раньше. В 1996 году вышел материал The Washington Post с заголовком “Ugly is in” - родоначальницей “уродливого шика” после ее коллекции Banal Eccentricity объявили Миуччию Прада. Ничего по-настоящему уродливого - теперь-то нам есть с чем сравнивать! - в ней, впрочем, не было, а были вещи подчеркнуто, вызывающе обычные: юбки по колено, рубашки, вязаные кофты, простые сарафаны в цветок, сандалии. Да еще и в коричневых и болотных тонах, которые журналисты сравнивали со слизью, грязью, застоявшейся водой. Все эти вещи ничего не подчеркивали, не привлекали к себе внимания, и были в общем категорически немодными. Понравиться они никому не могли - но все немедленно их захотели. Примерно так же начиналась и новая волна ugly fashion. “Я думаю, что красота есть во всем, если присмотреться. Увидеть красоту в том, что классически, очевидно для всех красиво, слишком просто. Даже не приходится думать”, - говорил в интервью New York Times Демна Гвасалия в 2016 году. Сам он, конечно, работал совсем с другой красотой - скрытой, как и у Миуччи Прада, в некрасивом. Точнее, в обычном - бытовом, непримечательном. В офисных пиджаках, футболках доставщиков, просто джинсах. В вещах, которые носят обычные люди на обычных улицах - их наряду с профессиональными моделями он приглашал и на свои показы, стирая грань между подиумом и реальностью за его пределами. Поначалу это было захватывающе и интересно. А потом перестало - потому что начало казаться, что вся поэзия обыденного, которая была в этих играх сперва, из них давно улетучилась. И коллекции словно собираются по принципу “Чем бы нам удивить всех теперь?” А может и “Ну-ка, получится ли у нас заставить всех полюбить теперь ЭТО? Вот будет умора!” Устали от ugly fashion и те, кто сумел ей проникнуться - просто потому, что в какой-то момент, как бывает с любым трендом, всего этого стало слишком много. В коллекциях этой осени никакого ugly chic почти уже не было. И в целом весь набор трендов вернулся к вещам понятным, более элегантным. Даже милитари, стиль традиционно униформенный, утилитарный, в грядущем сезоне выглядит парадно - дизайнеры чаще цитируют форму не настоящих военных, а расписных оловянных солдатиков. Как ни странно, первыми буквально по буквам проговорить новый подход решили дизайнеры, от которых давно уже никто не ждет хоть сколько-то актуальных высказываний - Доменико Дольче и Стефано Габбана. Свою осеннюю коллекцию они так и назвали - #DGELEGANZA. И наконец отказались от странных попыток заигрывания с миллениалами через спортивные костюмы и свитшоты с принтами, вместо это призвав всех вернуться к классике. Это вовсе не значит, что девушек снова упаковали в корсеты и взгромоздили на каблуки, вытащив из любимых ботинок - свободу воли никто не отменял, и роскошные костюмы достались всем, независимо от гендера и пола. Мы знаем, что красивым может быть некрасивое. Что и то, и другое на самом деле не так уж важны. Что женщина может одеваться, как пожелает, не обязана быть соблазнительной, не обязана быть живой иллюстрацией “классической женственности” и вообще никому и ничего не должна. Просто теперь мы хотим чего-то другого - совершенно другой эстетики. Пусть от нее захватывает дух. Пусть больше не нужно будет ломать голову, пытаясь заставить себя полюбить какие-то новые тапки. Пусть это будет мода не про социальное-актуальное, а про вечное. Пусть она снова будет хотя бы немного про мечту, а не про суровую реальность.

Ugly chic вышел из моды — и теперь мода, кажется, снова станет красивой
© Harper’s Bazaar