Лиля Литковская и Татьяна Бродач: «Искусство может довести до слез и вознести до состояния экстаза»
Из пластилина в детстве лепил каждый. Гусениц и колобков, сказочных персонажей помасштабнее. Но пластилиновые любовники художницы Татьяны Бродач совсем другое дело. Ее герои - люди. Тела, сплетающиеся в объятиях, занимающиеся сексом, греющиеся на солнце, сидящие, опустив плечи. Не слишком детальные, без прорисованных лиц, со следами от пальцев скульптора и царапинами от стека - и оттого еще более живые. Куда более живые, чем идеальные люди с глянцевых фотографий. Чувственные работы Бродач - о свободе и о любви. Потому что, как говорит она сама, это единственное, что важно. Коллекции Лили Литковской, дизайнера из Украины, тоже ни с чьими не спутаешь. Плечистые плащи, брутальные и резко очерченные объемы в них соседствуют со струящимися платьями и плавными линиями. Архитектурные мотивы - с природными. Изрезанная черная кожа - с нежными плиссировками, фактурная шерсть - с шелком. И конечно, в каждой есть место искусству. В осенне-зимней коллекции - в самом буквальном смысле - ее частью стала коллаборация с Татьяной Бродач. Художница - а они с дизайнером давние подруги - создала для показа Litkovskaya необычный аксессуар, ожерелье со своим фирменным человечком. Позолоченная фигурка взбирается по цепи на шею, словно обнимая модель или, может быть, ища защиты? Bazaar.ru поговорил с Татьяной и Лилей о том, как сложилась их неожиданная коллаборация. А еще о том, чем работа над арт-объектом отличается от работы над объектом модным, и причинах существования искусства в принципе. Спойлер: искусству причины вообще не нужны. Как давно вы знакомы? И работали ли уже вместе? Татьяна: Мы знакомы лет 10. Бренд Litkovskaya тогда уже вовсю набирал обороты, а я занималась совсем другим: была архитектором, строила дома. Лиля очень поддержала меня в самом начале, когда я лепила только год. Она предложила сделать что-то вместе. Я создала серию скульптур и фотографий по мотивам Лилиной коллекции, и мы впервые показали мои работы на Киевской неделе моды. Лиля: Таня – мой давний друг из тех самых близких, с кем отдыхаешь сердцем. С ней мне спокойно и широко думается, и всегда рождаются новые идеи. С самого начала ее развития как художника, меня вдохновлял ее легкий взгляд на детали – сквозь которые читается глубокий посыл. В этом мне виделось отражение тех принципов, на которых строится и моя работа: ручной труд, внимание к деталям, дуальность. Поэтому в 2014-м мы уже работали вместе - Таня по-своему интерпретировала нашу коллекцию Vertigo о Френсисе Бэконе и Альфреде Хичкоке. Лиля, а почему на этот раз вы решили, что работы Татьяны будут идеальны именно в этом качестве, а не, например, в виде принтов на тканях? Мне нравится отталкиваться от самой сути, от того, во что художник вкладывает самые искренние эмоции. Таня – скульптор, исследующий чувственность и животворящую силу, которую любовь несет в своем физическом проявлении. Потому хотелось, чтобы именно скульптуры вошли в коллекцию в своем первозданном виде, это казалось чем-то совершенно естественным и правильным. Как вообще сложилась эта ваша последняя коллаборация? Лиля: В этом сезоне мы копнули глубже. LITKOVSKAYA - это история про Киев и Париж, про города, которые для меня важны, которые несут творческое развитие и энергию. Но после каждого Парижа со мной обязательно случается Милан и Таня. Из последней такой поездки я привезла одного из ее пластилиновых человечков – обнаженного, согнутого, беззащитного – в Киев как идею, вдохновение. А дальше эта идея уже обрастала гранями и воплощалась в артизанальном ателье в Милане. Татьяна: Я живу в Милане и очень люблю, когда Лиля заезжает ко мне. За 2—3 дня мы успеваем придумать кучу проектов, которых хватило бы на несколько лет. В этот раз Лиля приехала в октябре, увидела новые работы и решила, что мои люди могут стать частью коллекции, превратиться в аксессуар. Я быстро сделала приблизительный прототип, и он уехал с Лилей в Киев. А потом Лиля придумала, как и с чем его нужно будет носить, из какого материала и какого размера он будет, я доработала скульптуру, и так в Италии родился наш золотой человек. Татьяна, а что вас больше всего привлекло в предложении Лилии? Вас до этого интересовала мода? Татьяна: Меня очень вдохновляет мода. Мода – быстрая, текучая, чувствующая современность и будущее. Есть идея, есть ощущение момента – и отражение его выходит на подиум, а на следующий день начинается работа над следующей коллекцией, следующим вдохом и выдохом. Я работаю с пластилином – это очень быстрый материал, для меня самое главное – передать эмоцию, чувство, состояние. Я быстро леплю, фотографирую, снимаю короткую анимацию, выкладываю в "Инстаграм" и снова леплю и так далее. Все быстро, пока живое, пока дышит… Дизайнеры часто черпают вдохновение в искусстве, а для художника увидеть, что люди готовы сделать его работу частью своего образа, – большая честь и удовольствие. Было очень здорово увидеть на показе в Париже, как мои человечки превратились в такой яркий акцент, такой актуальный аксессуар, Лилиными руками обрели другой, новый смысл. Работа над объектом, который будут носить как украшение, отличается от работы над вашими обычными выставочными объектами? Татьяна: Немного отличается. Когда передо мной стоит задача сделать скульптуру, которая станет аксессуаром, я прежде всего спрашиваю сама себя, а надену ли это я, зачем и что захочу этим сказать. Скульптура в таком случае должна быть не самодостаточна, а обретать смысл и работать вместе с одеждой, вместе с телом, с движением. Лиля, в целом коллаборации с художниками — частая практика для вашей марки? Лиля: Мир художников – часть мира LITKOVSKAYA. Каждая коллекция – это рассказ о том, что меня окружает, вдохновляет, о том, что меняет мир к лучшему. И одним из главных героев каждого такого рассказа было искусство. Будь то фильмы Линча, наброски Родена, работы Луизы Буржуа, инсталляции Моны Хатум, традиционное искусство моего народа или современные работы Татьяны Бродач. Искусство – это то, что существует безо всякой причины. То, что заставляет думать, осмыслять свою жизнь и мир вокруг, то, что может довести до слез и вознести до состояния экстаза. Я верю в это и громко заявляю своими работами.