Деньги превратили эти города в рай для модников. Сюда мечтают попасть люди со всего мира
5 сентября в Нью-Йорке начнется Неделя моды весна-лето 2020 года, которая откроет собой «месяц моды» — за ней последуют Недели моды в Лондоне, Милане и Париже. В октябре показы пройдут и в других городах планеты, но главные Недели традиционно проходят в этих четырех городах. «Лента.ру» разобралась в том, как и почему они стали столицами мировой моды. Удивительно, но само понятие «Неделя моды» возникло вовсе не в Париже и вообще не в Старом Свете, а в Нью-Йорке, где в 1943 году впервые прошла Неделя прессы — на ней американские модельеры показывали свои новинки журналистам и байерам, которые из-за войны не могли побывать в Париже и Лондоне. Да и европейские дома моды прекратили свою работу, в то время как богатевшая на военных заказах Америка ничуть не потеряла желания потреблять, и понимавшие это дизайнеры захотели урвать этот кусок рыночного пирога. Нью-Йорк был выбран местом проведения мероприятия, так как к середине XX века прочно и уже довольно давно удерживал титул американской столицы моды. Северо-восток США с начала XIX века был центром текстильной промышленности. Этому способствовали недорогой хлопок из южных штатов, дешевая и постоянно пополняемая армия рабочих из числа мигрантов, а также большие промышленные города. В Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне в 1830-1850-е годы заработали крупные текстильные фабрики. Настоящий текстильный бум произошел в Нью-Йорке во время Гражданской войны: военный заказ на пошив формы для более чем тысячи солдат стал настоящим катализатором роста. На Манхэттене между Пятой и Девятой авеню возник так называемый Швейный квартал (Garment District) — Гармент. В 1880-е годы в Нью-Йорке производили больше одежды, чем в четырех его конкурентах из списка мировых текстильных центров. К концу XIX века США полностью обеспечивали себя массовой одеждой, а вот дорогие платья и мужские костюмы шились из привозного сукна и копировали европейские образцы. Лучшие американские дизайнеры ездили в Париж и Лондон, а затем воспроизводили то, что видели в Европе, поэтому американская мода всегда немного не поспевала за европейскими трендам и оставалась слегка провинциальной. В Нью-Йорке не только шили одежду, но и писали о ней. Именно в Большом яблоке в 1867 году был основан Harper's Bazar (двойная «аа» появилась позже), в 1886 году — Cosmopolitan, в 1892 году — Vogue. В 1903 году случилось важнейшее для Нью-Йорка и всей индустрии моды событие: магазин Enrich Brothers устроил первое в США фэшн-шоу для привлечения новых клиентов. После его значительного успеха показы начали устраивать и другие магазины, а к концу 1920-х годов они стали обычным делом по всей стране. В 1930-е годы все больше американских дизайнеров предлагали готовые платья и костюмы, которые были дешевле сшитых на заказ и в условиях Великой депрессии пользовались устойчивым спросом. Если раньше готовое платье было синонимом низкокачественной одежды для небогатых клиентов, то теперь такие дизайнеры, как Клер МакКардел, Вера Максвелл и Анна Кляйн, представили готовую и спортивную одежду, адресованную верхнему среднему классу. По сути прет-а-порте как явление родилось именно в Америке, а Неделя моды стала для дизайнеров отличной возможностью показать свои коллекции готовой одежды. Со временем Швейный квартал превратился в район бутиков, штаб-квартир американских домов моды и редакций модных журналов. В 1960-1980-е годы в городе были основаны многие современные прет-а-порте бренда: Ralph Lauren — в 1967 году, Calvin Klein — год спустя, Carolina Herrera — в 1980 году, Michael Kors — год спустя, DKNY — в 1984 году, Tommy Hilfiger — еще год спустя. Далеко не все основатели этих компаний были ньюйоркцами, а многие даже не родились в США, но все они приезжали в Нью-Йорк, чтобы реализовать мечту о собственном бренде. Несмотря на то что понятие «Неделя моды» появилось в Нью-Йорке, публичные показы мод появились в Париже. Впервые надеть образцы платьев не на деревянные манекены, а на живых женщин придумал Чарльз Фредерик Уорт — французский модельер английского происхождения. Более того, во французском языке слова «манекен» и «манекенщица» обозначаются одним словом le mannequin, причем вне зависимости от пола модели слово сохраняет мужской род и употребляется с соответствующими артиклями le и un. Таким образом Уорт старался привлечь дополнительное внимание к себе и своей продукции. Вскоре его примеру последовали и конкуренты. Причем показы проходили не в каких-то специально оборудованных помещениях, а непосредственно на улицах города с целью привлечения максимального внимания публики. Показы мод часто приурочивали к государственным праздникам, когда улицы были полны людей. Такие показы называли «парадами моды». По-французски слово «парад» — un défilé, но в другие языки слово «дефиле» вошло именно в значении показа мод. Возвышения Парижа как центра мировой моды, культуры и искусства началось во второй четверти XIV века, когда из Флоренции прибыла Екатерина Медичи — невеста будущего короля Генриха II. Парижский двор и до этого славился тягой к роскоши, а Медичи окончательно закрепила его статус модной столицы. Именно она ввела моду на туго затянутые корсеты, туфли на высоком каблуке, а после смерти мужа — традицию траурного черного цвета (до этого в знак траура французы носили белые одежды). С этого времени Париж по большому счету всегда оставался законодателем моды. При Людовиках XII, XIV, XV и XVI двор утопал в роскоши и задавал тренды другим дворам Европы, короткий период революционного аскетизма вновь сменился роскошью Первой империи и Реставрации, а в середине XIX века столица Франции стала образцом изысканного вкуса не только для аристократии, но и для буржуазии. Именно в Париже все тот же Уорт изменил сам принцип работы модного дома. Вместо того чтобы лишь исполнять желания заказчика, он начал предлагать готовые решения, продемонстрированные на «парадах моды», которые он устраивал четыре раза в год. Кроме того, в 1871 году он по сути создал первый в истории модный бренд, назвав свой бутик House of Worth. После этого слава Парижа уже никогда не закатывалась. В столице Франции работали самые престижные дома высокой моды, здесь работали почти все великие модельеры межвоенной эпохи, в Париже впервые началось законодательное оформление понятия «дом моды». В 1868 году была создана Французская федерация кутюрье, в которой было четко прописаны параметры, позволяющие модельеру стать кутюрье. Правила периодически обновлялись, и в 1945 году в новом издании включали требование дважды в год проводить для прессы показ новой коллекции как минимум из 35 предметов. Однако привычный нам формат Недели моды эти показы приобрели лишь в 1973 году, когда Французская федерация высокой моды и прет-а-порте решила организовать серию показов ведущих брендов с целью собрать средства для реставрации Версаля. Идея оказалась удачной, и Недели моды в Париже уже больше никогда не исчезали из календаря. Милан — самый неожиданный участник большой четверки модных столиц, ведь в Италии традиционно центром притяжения были другие города. Во времена Римской империи законодателем моды в любой сфере был, понятное дело, Рим. Начиная с XI века главным центром текстильной промышленности, задающим тон на полуострове, стала Тоскана. Рим принадлежал папам, находившимся во власти дресс-кода, а Тоскана с ее богатыми торговыми городами вроде Пизы, Сиены и, конечно же, Флоренции была местом купли-продажи материалов и отличным рынком сбыта. По мере возвышения Флорентийской республики и присоединения к ней других крупных городов Тосканы именно Флоренция стала главным центром развития искусства, культуры и моды в Италии, а затем и во всей Европе. Богатые семьи города не скупились на дорогие материалы и в попытках перещеголять друг друга шли на эксперименты, которые фиксировались на портретах авторства лучших живописцев эпохи Возрождения. Естественно, Флоренции была не единственной модной столицей Италии. С ней спорили и другие богатые города региона — Венеция, Генуя и Неаполь. Увы, после того, как международная торговля переориентировалась со средиземноморского региона на трансокеанский, значение итальянских торговых республик упало, а Апеннины стали ареной разборок великих европейских держав. В таких условиях было уже не до модной индустрии, и в XVI веке титул европейской столицы моды перешел к Парижу, где в Версале бурлила жизнь самого роскошного двора Европы. На карту модной индустрии Флоренция вернулась только в середине XX века, когда Флоренция стала местом сосредоточения ателье, шивших одежду на заказ. Главным образом они специализировались на одежде для богатых и очень богатых клиентов. Неудивительно, что именно во Флоренции прошла первая на Апеннинах Неделя моды, организованная в 1951 году Джованни Баттистой Джорджини. Она стала первым в Европе открытым мероприятием для байеров и журналистов. Но титул столицы моды город не мог получить хотя бы потому, что большую роль в индустрии играл Рим. После того как в 1871 году Рим стал столицей объединенной Италии, королевский двор перебрался в Вечный город, что создало рынок для дорогой одежды. В 1881 году Сортирос Булгарис открыл в городе первый магазин Bulgari, а 1918 году начал работать магазин кожи и меха Адель Касагранде, которая в 1925 году вышла замуж за Эдуардо Фенди и сменила название магазина на Fendi. Милан же ворвался на модную сцену Италии, Европы, а затем и мира в 1970-е годы, на волне революции прет-а-порте, когда модные бренды постепенно начали предлагать линейки готовой продукции, выпущенные большим тиражом. Флоренция так и осталась местом сосредоточения элитных портных, в то время как в промышленном Милане — центре текстильного производства — один за другим возникали модные бренды прет-а-порте новой волны, такие как Versace и Dolce & Gabbanа, и выходили в новый для себя сегмент бизнеса старые текстильные магнаты, такие как семьи Зенья и Прада. Неделя моды в Милане впервые прошла в 1958 году, но по-настоящему главной итальянской Неделей моды она стала в 1970-е годы, когда большинство крупных итальянских домов моды переключились с флорентинской Недели моды на миланскую в период с 1971-го по 1978 год. Окончательный триумф Милана был закреплен в 1979 году: в городе прошла первая Неделя моды в современном формате многодневного мероприятия. Тем не менее Италия до сих пор остается одной из немногих стран, где модная индустрия не сконцентрирована целиком в одном городе. Штаб-квартиры Fendi и Bulgari по-прежнему находятся в Риме; Gucci, Roberto Cavalli и Salvatore Ferragamo так и остаются брендом из Флоренции; Bottega Veneta возникла в регионе Венето, а сейчас штаб-квартира бренда располагается в Лугано — административном центре италоязычного кантона Тичино. Лондон, столица одной из самых могущественных стран Европы, а затем и мира, всегда был сосредоточением денег и власти. Правящие династии Тюдоров, а затем и Стюартов тратили немалые деньги на роскошную жизнь, включая костюмы и платья. Следовал за ними и двор. Однако на модной карте Европы Лондон смог по-настоящему составить конкуренцию Парижу только в конце XVIII века, когда в общественной жизни Британской империи возник феномен денди — богатого буржуа, стремящегося привлечь к себе внимание в свете. Денди подчеркивал свое особое положение в обществе не титулом или знатностью, а внешним видом, в котором лоск сочетался с экстравагантностью. Дендизм быстро вышел за пределы среднего класса и был принят молодыми представителями аристократии. В XIX веке подражать денди начали и на континенте, где подчас и буржуазии особой не было. Тем не менее на лондонских франтов ориентировались даже аристократы. Лондон на долгие годы стал столицей мужской моды, в то время как Париж оставался столицей моды женской. Именно на лондонской улице Сэвил-Роу с 1790-х годов шили лучшие в Европе мужские костюмы. Одежду с Сэвил-Роу носили адмирал Горацио Нельсон, основоположник дендизма Джордж Красавчик Браммелл, император Франции Наполеон III, Уинстон Черчилль, создатель современного Пакистана Мухаммад Али Джинна и многие другие. Именно на Сэвил-Роу были придуманы деловой костюм с галстуком, смокинг и костюм-визитка. Дендизм оставался в тренде до середины XIX века. Удивительно, но и после этого лондонская мода оставалась бунтарской на протяжении почти всей своей истории. Именно в Лондоне зародилось большинство молодежных субкультур: скинхеды, кафе-рейсеры, рокеры, панки... Именно через Лондон в Европу попадали некоторые колониальные явления, вроде ямайских рудбоев. И именно лондонские модельеры всегда были самыми экстравагантными и провокационными. Лондонская Неделя моды была впервые проведена в 1983 году созданным в тот же год Британским советом моды именно для того, чтобы помочь молодым английским дизайнерам заявить о себе. Если Париж или Милан — это элитарный закрытый клуб, то Лондон — демократичная площадка для начинающих. Поэтому среди большой четверки Недель моды лондонская — самая радикальная и экстравагантная. Конечно, на мировой карте периодически возникают претенденты на пятое место в элитном клубе столиц моды. В 1920-е годы настоящим трендсеттером был Берлин, а с 1980-х годов важным игроком стал Токио, где выросло целое поколение талантливых дизайнеров с яркими и экстравагантными работами. По крайней мере Токио уж точно заслужил статус региональной столицы моды. В последние годы все больше внимания привлекает Неделя моды в Берлине, но до былой славы немецкой столице пока далеко. В Африке главной считается Неделя моды в Лагосе — крупнейшем городе Нигерии. А в некоторых странах проходит сразу несколько конкурирующих Недель моды. Например, в Москве их сразу две, а в Индии и вовсе три.