Как запустить свой бренд одежды на 35000 рублей
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы, там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в Инканто, оттуда в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета. Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды. В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея. [IMG name="clothes-04.32.jpeg"] Это двустороннее пальто из первой коллекции 35 000 ₽ потратила на запуск своей марки одежды В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию — 4500 бирок, потому что — ну что за вещь без бирок. Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграмм. [IMG name="clothes-04.01.jpeg"] [IMG name="clothes-10.15.jpeg"] Еще одно пальто и жилет из той же первой партии одежды, которую я сшила сама. Фото Анисии Кузьминой Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган. [IMG name="clothes-12.29.jpeg"] [IMG name="clothes-13.07.jpeg"] Это первая мужская коллекция. Сниматься в нее позвала параатлета Дмитрия Игнатова. Фото Анисии Кузьминой Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста. [IMG name="clothes-20.49.jpeg"] [IMG name="clothes-21.19.jpeg"] В качестве модели — фотограф Сергей Кузьмин. Фото: Анисии Кузьминой [IMG name="clothes-21.43.jpeg"] [IMG name="clothes-21.57.jpeg"] Модель — Тухтаметов Кашиф Акифьевич, капитан Первого ранга, никогда раньше не снимался в качестве модели, но получилось круто. Фото — Анисии Кузьминой [IMG name="dubrovsky.jpg"] [IMG name="clothes-45.jpeg"] Модель — Евгений Дубровский мастер рейки, биолог. Фото: Алиса Донова [IMG name="clothes-40.22.jpeg"] [IMG name="clothes-40.47-1.jpeg"] Модель — гольфист, тренер по гольфу. Фото: Алиса Рейхтман Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна. Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста». Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей. Когда к нам приходили заказчики их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей Для многих было счастьем оказаться в том доме, и посмотреть как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался. Решила поменять место, потому что люди приходили только по звонку, и нас никто не мог найти с улицы. Я переехала на Кузнецкий мост. Ходила по Кузнецкому и зашла в подъезд понравившимся мне дома, спросила у охранника, не сдается ли помещение, оказалось, что есть комната за 45 000 в месяц. Но там проблема с парковками, машину негде было поставить, а на время чемпионата мира по футболу, дороги перекрывали и я не могла даже завести вещи в шоурум. Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора, зато теперь к нам можно приходить без звонка и у меня в шоуруме есть чай с сушками. Магазин обставляла сама 32 000 ₽ стоит аренда шоурума Площадь шоурума 20 квадратных метров, аренда 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном. [IMG name="clothes-43.37.jpeg"] Примерочная состоит из зеркала и ширмы. Зеркало в резной деревянной раме купила на блошином рынке в Новоподрезково, в Подмосковье. Зеркало стоило 9000 рублей. Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время, ширма открыта и это дает дополнительный объем. [IMG name="clothes-32.51.jpeg"] За занавеской — склад. Мы ставим туда сумки, там лежат стойки-ритейлы, лежат сладости и вода. В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту. [IMG name="clothes-42.40.jpeg"] Стойка с легкими пальто У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиналами. И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком. [IMG name="clothes-44.59.jpeg"] Я хотела винтажный диван и начала искать сначала на авито, потом в закрывшихся ресторанах. Но они не подходили по размерам — были либо большие, либо маленькие. И в итоге я нашла на авито фирму, которая делает диваны в ретро стиле на деревянной основе. Выбирала обивку, и вот у нас теперь такой диван. Шкафчик купила на блошином рынке в Новоподрезково Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему приносят чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы хотим и создаем ощущение, что у нас уютно, как дома. Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2х2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или обратно с работы. Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье. Градацию по размерам делаю ни как полагается, а ориентировалась на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости всегда можно укоротить. Маленькие партии невыгодно шить в Китае Вначале вещи шила сама, потом отдавала швее. Шить у швеи в два раза дороже, чем на производстве. У меня было состояние, когда я уже отчаялась, что швея не справляется, и вещи получаются дорогие. Потом нашла маленькое производство, где сшила первую партию. В это производство я отдала отшить кардиганы, были недоработки, но все равно, это было быстрее, эффективнее и легче, чем ездить по швеям. Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10-15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно. Я рассматриваю вариант — шить вещи в других городах России, возможно там фабрики и мастерские не такие сытые как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику. Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто: направление ворса; не тянет ли подкладка; не смещен ли центр рукава; не забыли ли зашить дырку в подкладке рукава; крепко ли пришиты кнопки; ровные ли строчки. Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки. Сезонность — это боль Я стараюсь делать конкурентные цены, да они чуть дороже, чем масс-маркет, но это обоснованно, потому что работаю с натуральными тканями. Цену снижаю за счет технологической обработки. Я нашла ткани, которые не требуют обработки, швы остаются открытыми, но ткань не мохрится и вещь выглядит приятно. [IMG name="clothes-02.26-1.jpeg"] [IMG name="clothes-03.25.jpeg"] Такие вещи даже «старятся» красиво Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей: работа конструктора — 6000 рублей; первое пальто — 5000 рублей; проверить градации, по одному для каждого размера — 15 000 рублей; распечатать лекала — 4000 рублей. Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук, значит на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук. В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоу-руме одинаковые. В 2018 году оборот был 2 800 000, но есть вещи, которые покупали друзья и делала им скидки. В 2019 году доход будет больше, потому что я продаю меньше друзьям, меньше нахожусь в шоуруме, меньше делаю скидок и обороты понемногу растут. Основные траты: аренда шоурума — 32 000 рублей; аренда склада — 3000 рублей; зарплаты — 100 000 рублей. Летом люди едут в отпуск, и им нужно меньше вещей, достаточно надеть одно платье или шорты и футболку. А зимой нужны платье, брюки, кардиган, пальто. Покупают больше вещей, и у нас вырастает доход. Чтобы пережить несезон, нужно иметь где-то 200 000 рублей про запас. Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я конечно, стараюсь все записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема. Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять штук брюк — это недобросовестность поставщиков. В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку — 100% шерсть на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить — 100% хлопок. На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое — либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что все в порядке, это путаница. Или вместо бирки ручная стирка, могут пришить бирку «Химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистка», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома». В одной партии брюк были некачественные нитки и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы. Самое сложное — структурировать работу Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но они стоят дорого. Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две и это одна из главных причин стресса. Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают такую вещь, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое. Своя работа — это стресс в свое удовольствие, я сама себе даю нагрузку как испытание — смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает, я совершаю ошибки, но это мои ошибки.