Войти в почту

Люди веками носили дешевые тулупы. Почему они стали модными?

«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и манере ее носить. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках и пуховике. В этот раз — история трансформации практичного тулупа в модную дубленку. Дубленка — одежда, самая близкая к тому, что носили наши первобытные предки: одежде из грубо выделанных шкур. Однако одежда из дубленой овчины далеко ушла от примитивной одежды людей каменного века. Различий несколько, и все они принципиальны. Прежде всего, овчина появилась в широком обиходе тогда, когда люди одомашнили овцу. Это знаменует собой переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. У племен скотоводов, например, жителей Древней Палестины, овечьи стада были главным богатством. Но и земледельцы, основным источником пищи для которых были культивированные злаки, держали коров и овец, если хватало кормов. Овцы были источником пищи и шкур для одежды. Во-вторых, развитие материальной культуры привело и к развитию технологии обработки шкур и меха. Само слово «дубленка» указывает на вид этой обработки — дубление. Снятую с животного и очищенную от остатков мышц и жира шкуру обрабатывали дубильным составом. Самым древним из них были вещества растительного происхождения, полученные из листьев некоторых деревьев — в наших широтах дуба, отсюда и название. Затем шкуру обрабатывали механически, чтобы сделать более мягкой. Дальнейшая обработка шкуры повышала ее цену. Одно из подтверждений раннего распространения одежды с рукавами из овчины мехом внутрь — ее обнаружение советскими археологами в захоронении неподалеку от Минусинска в Красноярском крае. Исследование находки привело экспертов к выводу, что вещь была сшита около двух тысяч лет назад. С тех пор технологии, покрой и внешний вид дубленки не слишком изменились. В старину самым дешевым вариантом овчинной одежды был крестьянский тулуп, или «нагольная шуба», сшитая из некрашеных шкур «голой» стороной кверху, а мехом внутрь. Также их зачастую называли «кожухами» — «кожей наружу». Одежда из окрашенной овчины, например, из природного грязно-желтого цвета в коричневый или черный, стоила дороже. Еще больше стоила одежда из тщательно выделанной овчины, крытой цветным сукном, атласом или даже парчой. Окончательная цена зависела от стоимости ткани и украшения (вышивки и тому подобного). Самые богатые крестьяне расшивали праздничный тулуп металлическими бляхами, цветными нитками и надевали по торжественным случаям даже летом. Даже хорошо выдубленные овчинные шкуры были толстыми и довольно грубыми. Поэтому тулуп (говоря по-современному, длиннополая дубленка) оставался главным образом одеждой мужчин, много работавших на открытом воздухе в холодное время года, — например, ямщиков. Они проводили в дороге все светлое время суток, а порой и часть ночи. Им нужна была очень теплая одежда, практически «скафандр». Нагольные тулупы и были такими «скафандрами». Мало какая одежда могла состязаться с ними по части сохранения тепла. «Дубленки» ямщиков шили длинными, объемными, с очень широкими воротниками, которые можно было поднять сзади и плотно запахнуть спереди, защищаясь от ветра в поле или степи. Самые длинные, в пол, тулупы шились и выдавались сторожам и солдатам караульной службы, чтобы те не замерзали на посту. Женщинам реже приходилось надолго покидать дом зимой, поэтому их тулупы или кожухи были короче. Например, в южных областях Украины были распространены приталенные кожухи чуть ниже пояса или до середины бедер. Их стягивали цветным пояском и носили с несколькими юбками: верхней шерстяной (в некоторых местностях она называлась «поневой») и льняными нижними. Дорогой женский тулупчик мог быть ярко расшит цветными шерстяными нитками и оторочен по воротнику и краю более ценным мехом, например, беличьим. Молдаване и молдаванки в своем еще более теплом климате носили овчинные безрукавки, тоже зачастую украшенные вышивкой. Император Петр I, правивший в первой четверти XVIII столетия, активно боролся со многими проявлениями «неевропейства» у своих подданных, но против тулупов не возражал. В условиях суровых русских и особенно сибирских морозов это было бы безумием. Однако Петр решил их усовершенствовать и стандартизировал пошив военных тулупов. В городе Романове специально, «на шкуру», вывели особую породу овец, которую назвали «романовской». Шерсть у овец этой породы очень густая, плотная и не волнистая, поэтому отлично сохраняла тепло. Романов стал центром производства качественных тулупов и дал имя дорогому «романовскому полушубку», или «романовской шубе» из местной овчины. Романовский полушубок отличался довольно сложным кроем с отрезной талией, со спинкой из трех частей и сборками ниже талии. Его не покрывали тканью. Запахивающаяся для защиты от ветра полочка застегивалась на крючки. Воротник мог быть стоячим или отложным. Полушубок часто отделывали более дорогим мехом: каракулем, белкой — по воротнику, краям рукавов, бортам, подолу и карманам, украшали тиснением и вышивкой шерстяной нитью в один или два цвета. Романовский полушубок, несмотря на созвучное с царской фамилией название, был одеждой состоятельного простонародья: купцов, приказчиков, богатых крестьян. Дворяне надевали их в своих сельских усадьбах и поместьях на зимние верховые или санные прогулки либо на охоту. Практичную и очень теплую одежду оценили военные. Полушубок не сразу стал форменным, но широко использовался в русской армии еще во время Первой мировой войны. Его носили фронтовые офицеры, вольнонаемные из числа земских и городских служащих, военный медперсонал: врачи и сестры милосердия. Форменные полушубки часто называли бекешами. Это название сохранилось и после революции. Для красных командиров венгерское слово «бекеша» звучало более политически корректно, нежели «романовский полушубок», ассоциирующийся со свергнутой царской фамилией. Позже короткая «пилотская» дубленка стала частью униформы летчиков всех армий: зимой летать в негерметичной неотапливаемой кабине без теплой одежды было невозможно. Европейские зимы не были так суровы, как российские, поэтому в XIX и первой половине XX века дубленки там носили разве что крестьяне-горцы. Однако к середине прошлого столетия ситуация изменилась. Быстро меняющаяся мода требовала от дизайнеров изобретательности. Они искали вдохновения в экзотических странах. В конце 1960-х городская одежда в Европе и Северной Америке окончательно и очень четко разделилась на официальную классическую и неформальную casual. В последней благодаря движению хиппи все большую силу набирал стиль бохо: свободный, раскованный, с броскими этническими мотивами. Настоящей находкой для этого стиля стали дубленые полушубки, отделанные мехом козы и вышивкой. В СССР называли «афганскими дубленками». Увлечение «хипповой» верхней одеждой не миновало даже знаменитых эстрадных звезд. Так, в фотосессии в афганских дубленках поучаствовала и вся группа «Битлз», а Джон Леннон снимался в ней в фильме The Magical Mystery Tour. Напротив, те, кого увлекала не хипповско-пацифистская, а милитаристская эстетика, носили короткие пилотские дубленки. Это одна из самых популярных вещей XX века по-прежнему в тренде: теперь их выпускают модные дома. В такой дубленке можно увидеть, например, модную инстаграм-блогершу или рэпера. В кино настоящей бренд-амбассадорессой дубленки стала актриса Анук Эме. В культовом фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» ее героиня носит тонкую темную облегающую дубленку с небольшим воротником и характерными застежками-клевантами из шнура в форме трилистника, как у доломанов венгерских гусар. Другой модный в начале 1970-х годов покрой дубленки назывался «принцесса» (по-английски — Heepskin Princess Coat). Это были длинные приталенные модели с пушистой меховой опушкой по подолу, бортам, воротнику и краям рукавов, иногда стягивающиеся поясом. Чаще всего они были бежевого или песочного цвета. В Советском Союзе обладать такой дубленкой мечтали все модные девушки. Они были у всех представительниц советского истеблишмента. Главный модельер СССР Слава Зайцев создавал разные вариации дубленок для своих коллекций, которые вывозились на показы за рубежом (главным образом, в страны соцлагеря), что только повышало их популярность в не самых холодных европейских странах. В 1984 году на параде открытия Олимпиады в Сараево советская команда вышла на стадион в серых дубленках и шапках из овчины, которые выглядели довольно элегантно. Борьба «зеленых» из организации по защите прав животных PETA с производителями и потребителями натурального меха началась еще в конце прошлого века, но особенной силы и интенсивности достигла в 2000-2010-е годы. Причина тому — общее увлечение европейцев и американцев этичным потреблением и производством, охраной природы и тому подобными социально важными вещами. Популярность дубленок, заметно уменьшившаяся в 1980-е годы — «гламурное» десятилетие, когда состоятельные женщины носили дорогие меха даже летом, — начала отыгрывать позиции еще в 1990-е, когда их выпустил на подиум Кельвин Кляйн (кстати, взяв за образец пилотскую дубленку). В 2010-е дубленка снова в фаворе. Теперь за появление на торжественном мероприятии в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе в соболях или норке тебя могут с ног до головы облить красной краской и заклеймить позором в СМИ и интернете. Дубленки не вызывают такой бурной реакции у зоозащитников. Пока баранина составляет важную часть рациона многих миллионов жителей планеты, овец будут разводить и забивать. А с точки зрения как экологического потребления, так и простой практичности, уничтожать шкуры нет никакого резона. В отличие от норок, песцов и соболей, которых разводят исключительно ради меха, овец все равно будут держать вне зависимости от того, покупают модницы дубленки или нет. Впрочем, для самых экологичных есть синтетические дубленки: их можно найти практически у всех масс-маркетных брендов, например, у H&M или Mango. В 2010-е особенно популярными стали монгольские дубленки из тонкой, пластичной коротковорсовой овчины местного производства. Они легкие и теплые одновременно. Этот материал позволяет работать с овчиной как с каким-нибудь инновационным материалом. «Большой плюс дубленки в том, что она открывает возможность для стилистических экспериментов, — поясняет российский модельер Светлана Тегин, которая регулярно выпускает дубленки в своих коллекциях под маркой Tegin. — В этом сезоне дубленки очень популярны: все устали от утрированных объемов, гипертрофированных силуэтов и ugly fashion». Модные дубленки выпускают и западные модные дома, например, они были в ассортименте Chloé, Marni, Saint Laurent, Off-White, Emporio Armani, The Row, Tod's и других. Их носят супермодели и звезды Instagram: Кендалл Дженнер, Ким Кардашьян и другие. Таким образом все модные девушки, которым надоели экологичные пуховики, а мех «бедных зверушек» неприемлем по этическим соображениям, могут одеваться модно и тепло даже холодной русской зимой.

Люди веками носили дешевые тулупы. Почему они стали модными?
© Lenta.ru