Войти в почту

Чем мода и Harper's Bazaar обязаны Сальвадору Дали

28 января в московском «Манеже» открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Пользуясь случаем, рассказываем о еще одной немаловажной главе в творческой биографии художника – его работе с модными дизайнерами и редакторами. Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли Cоюз Дали и Скиапарелли – одна из первых в истории моды коллабораций художника и дизайнера. В 1937 году Скиапарелли и Дали создали первый совместный шедевр — вечернее платье из белой органзы с лобстером на юбке. В этом платье герцогиня Виндзорская, Уоллис Симпсон, впоследствии появилась в съемке Сесила Битона. Из самых смелых идей Скиапарелли и Дали — платье-слеза, специально для которого художник разработал особую технику печати по ткани, и знаменитая шляпа-туфля – она сделана по мотивам портрета Галы с домашней туфелькой на голове. Дали, Скиапарелли и Кокто Сотрудничество сюрреалиста и Эльзы Скиапарелли продолжилось авангардными коллекциями с французским писателем и художником Жаном Кокто. В 1932 году они выпустили серию бижутерии из леденцов, ластиков, огрызков карандашей и других канцелярских товаров. В коллекцию вошли серьги-телефон от Сальвадора Дали, ожерелье из аспирина от Скиапарелли и серьги – всевидящее око от Жана Кокто. К еще одному творению гениальной команды относится шляпа-котлета – котлеты из баранины нередко можно увидеть на полотнах Дали. Дали и ювелирное искусство К ювелирному искусству Дали обратился в 1941 году. К 1970-му уже было придумано около 40 эскизов и создано 37 украшений. Одно из самых ярких – «Королевское сердце» из рубинов, бриллиантов и изумрудов, которое благодаря хитрому подвижному механизму действительно бьется подобно человеческому сердцу. В работах гения проявлялись знакомые сюжеты и образы с полотен. Например, брошь с часами, перекинутыми через ветку, отсылает к знаменитому «Постоянству памяти». Дали и Harper’s Bazaar В 1934 году арт-директором Harper’s Bazaar стал Алексей Бродович, любивший работать с самыми эпатажными людьми своего времени, и он не мог не предложить сотрудничество Дали. Художнику заказали несколько иллюстраций. В каждой Дали рассказывал удивительную историю с непредсказуемым сюжетом, а зрители могли додумать ее сами. Для журнала эксперимент был рискованным, но в итоге превзошел самые смелые ожидания. Пиджак-афродизиак В мае 1936 года в галерее Чарльза Раттона в Париже прошла нашумевшая выставка сюрреалистов. По задумке экспозиция должна была напоминать универмаг с неоднозначной психодинамикой и напоминала магазин в торговом центре. Наибольшее внимание посетителей, как всегда, привлек Дали своим «Пиджаком-афродизиаком» с рюмками, мятным ликером и белым бюстгальтером. В каждом из маленьких стаканчиков на пиджаке плавала дохлая муха, а посетителям предлагалось наполнить их и выпить через маленькие соломки. Увы, скандальная работа сохранилась лишь на фотографиях.

Чем мода и Harper's Bazaar обязаны Сальвадору Дали
© Harper’s Bazaar