В Россию – с любовью. Жан Поль Готье об эпатаже, фриках и романе с Мадонной

В эти дни в Петербурге побывал легендарный французский кутюрье Жан Поль Готье. Известный своими революционными решениями в мире моды, в наш город он привез свое новое эпатажное шоу. Зрелище было тем интереснее, что именно этим спектаклем, сочетающим дефиле и театр, знаменитый дизайнер 22 января в Париже и Лондоне завершил свою 50-летнюю карьеру. Как маэстро создает свои знаменитые модели? Где черпает вдохновение? Как находит общий язык с Мадонной, Леди Гагой, Люком Бессоном, Альмодоваром, Гринуэем и другими мировыми звездами? Заглянуть в голову? Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Петербург стал первым городом России, где вы решили показать свое новое представление. Чем продиктован такой выбор? Жан Поль Готье: Несколько лет назад я уже приезжал в Петербург и был покорен его величием и романтизмом. Это настоящая жемчужина. Я очень уважаю богатое прошлое России, ее потрясающую культуру, которая не раз меня вдохновляла. В 1987-1988 годах, используя идеи авангарда XX века, я создал «Русскую коллекцию», которую тут же многие подхватили и стали копировать. В частности, там были элементы со словами, написанными на кириллице. Также я неоднократно обращался к мотивам русского фольклора. Кстати, некоторые модели из той самой «конструктивистской» линейки были показаны и сейчас. - Ваше авторское шоу построено так, что вы позволяете публике даже «заглянуть себе в голову». Что же зрители там увидят? - Дело в том, что это кабаре-шоу я хотел сделать, когда еще был мальчишкой. Пытался его поставить где-то в восемь лет при помощи игрушки - плюшевой медведицы. Накрасил ей ресницы, нарядил в перья, которые вытащил из щетки для смахивания пыли, вылил клей на голову - хотел, чтобы напоминала известную ведущую. Можно сказать, она была моя первая муза (улыбается). Теперь появилась возможность вернуться к детской мечте. Сложить мир в единое целое и рассказать обо всем с учетом многолетнего опыта. Показать и общие изменения, и эволюцию в мире моды. У зрителя появляется возможность увидеть мою жизнь моими же глазами. Взросление, начало работы, создание собственных брендов, появившийся успех и неизбежные потери. Включен и фрагмент о СПИДе. Это бедствие, от которого умерли многие, в том числе мой друг. - Один из главных героев яркого действия - фрик. Почему столько внимания этому персонажу? - Для меня фрик - это человек, который немного отличается от других. К сожалению, большинство людей боятся всего, что не укладывается в стандарты. Опасаются думающих и поступающих не так, как принято, а порой относятся к ним, как к врагам. Во Франции, например, жители очень консервативны. За одеждой они скрываются от мира и окружающих. Хотя часто все происходит наоборот. Люди мыслящие и действующие не по правилам могут принести в нашу жизнь немало нового. Ведь та же красота не является чем-то единым для всех. Меня, например, всегда привлекали герои с особой внешностью. Так что фрик, как поется в одной популярной песне, - это шикарно! Украшение - консервная банка - Вы во многом определили облик высокой моды 1980-1990-х годов, а какие именно проекты стали прорывными, принесли успех? - Я бы выделил три решения. Первое - платье-корсет, которое затем стало моим фирменным. Затем - тельняшка, с которой работал многие годы, и третье - юбка-брюки для мужчин. Также считаю оригинальным свадебное платье «одно-для двоих». Получилось просто и выразительно, ведь речь шла не о кружевах и драгоценностях, а союзе двух сердец. Всего же созданы сотни моделей, так как я в этой индустрии с 18 лет - когда меня принял на работу Пьер Карден. Идей было много, но денег в молодости не хватало, поэтому я перекраивал военную форму, рабочие комбинезоны и другие ношенные вещи. Мог сделать из джинсов вечернее платье, сочинял одежду из отходов. Прекрасно отношусь к ювелирным изделиям, но первым украшением, которое использовал в сочетании с другими деталями, стала консервная банка. Мне она напомнила Африку. Я ее обрезал, обмакнул в серебряную краску и сделал браслет. Получилось красиво. Всегда любил меха, но понимаю, что убивать животных негуманно. Поэтому в своей последней коллекции сделал куртки из похожего на мех материала. До сих пор перекраиваю потертые шубы и другую одежду, чтобы продлить жизнь старым вещам. - Вы сотрудничали с Мадонной, Милен Фармер, Катрин Денев, Леди Гагой, другими мировыми знаменитостями, создавали костюмы для культового фильма «Пятый элемент». Как строится такая работа? Вы подчиняетесь звездам, или они вам? - Когда работаю с такими мастерами, большими художниками, стараюсь приспособиться, следовать за их желаниями. Разумеется, я приношу свои идеи, но всегда учитываю, что это их спектакль, где они играют главную роль. Особая история с Мадонной. Я стал ее горячим поклонником, как только увидел вживую. Она пела на одной из музыкальных церемоний, и ее выступление выделялось из всех. Потом, когда мы встретились и стали сотрудничать, чувства только усилились. Я так в нее влюбился, что трижды предлагал выйти замуж. Она мягко, но твердо ответила: «Нет». Сегодня мы дружим и время от времени работаем вместе. Помните ее скандальный образ на «Евровидении» в Тель-Авиве в прошлом году? Моих рук дело. - Вы создали сотни экстравагантных моделей. А что обычный человек может почерпнуть из мира высокой моды? - Наряды от кутюр - только посыл, ориентир. Они эффектны, но это не эталон. Я, например, на самом деле очень скромный и в повседневной жизни предпочитаю одеваться весьма просто. Одежда подчеркивает индивидуальность, однако главная красота - внутри каждого из нас. Поэтому нужно следить за новинками, быть современным, но при этом всегда оставаться самим собой.

В Россию – с любовью. Жан Поль Готье об эпатаже, фриках и романе с Мадонной
© АиФ Санкт-Петербург