Почему россияне стали реже покупать одежду и обувь?
В России упали продажи одежды и обуви. Произошло это впервые с 2015 года. Как показали исследования, на покупке рубашек, юбок, ботинок сейчас экономит 59% опрошенных. За квартал этот показатель вырос на 3%. На фоне этого в стране растет популярность дисконт-центров. Почему россияне сократили расходы на покупку одежды и обуви и продолжится ли эта тенденция дальше, разбиралась корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина. Доля расходов россиян на покупку одежды и обуви уменьшились в полтора раза. Так, если в 2014 году она занимала в семейном бюджете более 10%, то сейчас – около 7. По итогам 2019-го фэшн-рынок может сократиться на семь триллионов рублей. В основном продажи падают в среднем ценовом сегменте. Это вещи стоимостью от 250 до 600 долларов. «Не все себе могут позволить инпошив или купить среднюю марку. Поэтому в основном распространены китайские подделки, вещи плохого качества. Если постирать платье два-три раза, оно уже не будет иметь тот товарный вид. Но, тем не менее, хочется сделать себе приятно, надеть новую красивую вещь», – отметила дизайнер, предприниматель Тамара Умаханова. Причин падения несколько. В этом году на рынок оказала влияние теплая осень и зима. По некоторым оценкам, спрос на сезонные вещи в итоге может сократиться на четверть. Помимо этого все больше россиян покупают одежду и обувь в зарубежных интернет-магазинах. Ну и основным фактором является благосостояние россиян. «При незначительном увеличении заработных плат и значительном увеличении цен людям приходится экономить. Надо сказать, что одежда, обувь, аксессуары являются товарами не первой необходимости. Потому что люди в первую очередь тратят на питание, ЖКХ и медикаменты. То есть одежду, обувь, аксессуары можно донашивать», – пояснил соучредитель и коммерческий директор консалтингового агентства в индустрии моды Ануш Гаспарян. Платите меньше Как сэкономить в любой ситуации Многие магазины, для того чтобы удержать покупателей, продлевают распродажи. Например, в этом году во многих торговых точках скидки черной пятницы перетекли в новогодние акции. Есть еще один прием, как привлечь покупателей, говорят маркетологи. «Когда продавцы-консультанты магазинов предоставляют действительно качественный сервис, когда они умеют установить личный контакт с покупателем, когда они правильно выявляют потребности, чтобы покупателю комфортно о них рассказать, когда демонстрация продукта действительно соответствует потребностям покупателя, которые были выявлены ранее. Тогда покупатель захочет приходить повторно», – перечислил генеральный директор Агентства маркетинговых и социологических исследований Дмитрий Чумаков. Стремление россиян сэкономить на покупке одежды и обуви привело к открытию новых дисконт и аутлет-центров. В них можно найти вещи с 70-процентной скидкой. «Еще один интересный тренд – это развитие дисконтных форматов. В 2019 году открылось очень много дисконтных магазинов. Мы считаем, что в 2020 году таких магазинов будет открыто больше», – сказал Ануш Гаспарян. В этом году эксперты ждут дальнейшего замедления фэшн-рынка. Рост возможен только в регионах. Туда пойдет масс-маркет. Будут появляться локальные бренды и собственные торговые марки.