Вспомним лихие девяностые: как они свели с ума обольстительниц экс-Союза

Девяностые годы стали настоящим безумством моды во всем мире и в России. Советский Союз со всеми его ограничениями канул в Лету, железный занавес исчез. Стали широкодоступны иностранные фильмы, телепередачи и зарубежные глянцевые журналы. Тут-то модницы и обольстительницы родом из Союза и сделали открытие – насколько сильно отличаются их наряды и белье от того, что демонстрируют западные модели на подиумах. Женщины бросились откровенно копировать всё, что пришло оттуда. Зачем это им стало позарез нужно, рассказывает врач-сексолог Виталий АЗУРОВ. Вещи, которые до этого можно было увидеть разве что по телевизору, хлынули на рынки и барахолки. Закупать товар за границей (в Турции, Китае) для его перепродажи в России разрешили официально, а бывших фарцовщиков назвали коммерсантами. Задержки зарплат, рост цен и полная неуверенность в завтрашнем дне привели к тому, что бывшие учителя, врачи, библиотекари массово поменяли род деятельности, многие открыли торговые точки на рынках. Появился новый род занятости – «челноки» – те, кто то и дело скупал товары за границей и вез их в Россию. Эта нелегкая «профессия» стала для многих весьма прибыльной. Несмотря на то что количество вещевых рынков росло по всей стране, как грибы после дождя, покупателей хватало. Наряды, в которых еще позавчера на экранах красовались модели и звездные актрисы из известных кинофильмов, тут же привозили на рынки (конечно же, их турецкий или китайский аналог). Женские образы 90-х – это всегда чрезмерное и фанатичное копирование стиля звезды, только вот у каждого был свой кумир. * АНОРЕКСИЧНАЯ КЕЙТ МОСС Одним из признанных эталонов 90-х была худоба, навеянная популярностью таких супермоделей, как Кейт МОСС и Наоми КЭМПБЕЛЛ. Комментарий специалиста: «Параметры «90-60-90» в то время устарели, желательно было иметь еще меньше, рассказывает сексолог Виталий АЗУРОВ. – Фигура «как у модели» – это обязательно острые угловатые плечи девочки-подростка, небольшая, еле очерченная грудь, ни грамма жира и даже мышц на бедрах. В попытках подражать такой худобе анорексией намеренно заболели тысячи девушек по всему миру. Жизнь модели казалась идеальной, сама она – воплощением женственности. Для того чтобы приблизиться к идеалу, достаточно было просто перестать есть. «Это не проблема» – так думали девочки и девушки как в крупных, так и в провинциальных городах страны. Однако мало кто знал, что причина худобы зачастую была в употреблении запрещенных препаратов. Многие из супермоделей закончили в итоге свою жизнь слишком рано. Сколько женщин по всему миру поплатились своим здоровьем в попытке приблизиться к идеалу, неизвестно. Интересный факт: мужчин в большинстве своем не привлекали женщины, похожие на угловатых подростков, по формам которых даже трудно было определить, какого они пола. Но стиль Мосс копировали не для того, чтобы привлечь мужские взгляды. Жизнь модели казалась волшебной: постоянная смена городов, ужины в лучших ресторанах мира, тысячи богатых мужчин у ног... Модельные агентства в то время открывались по всей стране, некоторые из них были фикцией или настоящими ловушками, чтобы завлечь доверчивых девчонок в бордели. Но кое-какие из агентств действительно являли миру новые имена. Именно в 90-е свою карьеру начала никому не известная тогда продавщица фруктов в Нижнем Новгороде Наталья ВОДЯНОВА, а ныне топ-модель с мировой известностью. Но такой карьерный взлет «русской Золушки», ставший возможным благодаря огромному трудолюбию и упорству Натальи, можно назвать скорее счастливым исключением, нежели правилом». * В БОЙ – ЗА МИЛЛИОНЕРА Копируя стиль в одежде, можно было на какое-то время почувствовать себя не только модной, но и «не такой, как все остальные», а именно этого и добивались миллионы жительниц страны. Однако одежда приобреталась на одних и тех же рынках, поэтому в итоге всё сводилось к копированию одних и тех же образов. Ориентировались в первую очередь на актеров зарубежных сериалов и певцов из популярных групп. Для женщин эталоном на долгие годы стали образы группы «Spice Girls» – расклешенные джинсы с низкой талией и морем страз, короткие обтягивающие топы, обязательно яркий макияж и бездна бижутерии. Сексуальность женщины подчеркивалась максимально, декольте и ультра-мини в комплекте с высокими обтягивающими сапогами на каблуке – в таком виде ходили даже на работу. Комментарий специалиста: «Годы ношения одинаковых ситцевых платьев из универмагов и сельпо не прошли бесследно. «Дорвавшись» до выбора, женщины страны пробовали всё, – говорит Виталий АЗУРОВ. – Выделиться пытались не только вызывающей одеждой, но и высокими прическами-начесами, на укладку которых уходил баллончик лака, и ярким макияжем, в котором перламутровые или блестящие тени прорисовывались до самых бровей, губы подводились сначала карандашом, а затем и яркой помадой. Не будем забывать, что те «лихие» годы стали настоящей проверкой на прочность для мужчин нашей страны, в условиях коммерциализации не каждый смог найти свое место под солнцем. Призывная одежда у женин и яркий макияж – словно боевая раскраска, дамы были готовы пойти на многое, чтобы выделиться и привлечь внимание состоятельного и успешного мужчины». * КУРТ КОБЕЙН ПРОТИВ ВСЕХ Еще один кумир 90-х это лидер группы Nirvana Курт КОБЕЙН. Именно он стал основоположником развития так любимому многими направлению гранж (от англ. «grunge» – «надрыв», «пренебрежение»). Обязательные атрибуты этого стиля – линялые и потертые вещи, рваные джинсы, не стиранные неделями объемные свитера с вытянутыми рукавами, нарочито состаренные кеды. Комментарий специалиста: «Стиль гранж не случайно приобрел такую популярность, особенно в России, – констатирует Виталий АЗУРОВ. – Вспомните хотя бы Данилу Багрова – главного героя культового фильма «Брат» – он не случайно одет в стиле гранж. Таким образом молодежь 90-х пыталась показать свое отношение к материальным ценностям, которые считали вторичными по отношению к романтично-духовным. Это стало своего рода симметричным ответом на растущую гламуризацию и культ вещей в России. Миллионы подростков в школах подвергались насмешкам и унижениям, если их родители не могли купить им модную одежду. Гранж в то же время был призывом: «Обратите внимание на человека, а не на его одежду!» Однако и здесь были перегибы. Дойдя до крайности, некоторые из молодых людей не только переставали стирать одежду, но и забывали следить за чистотой тела. Говорить о сексуальности этого стиля сложно, но то, что он был чрезвычайно удобным в применении – бесспорно. И гранж был в те годы одинаково любим как женщинами, так и мужчинами. Приглядитесь, элементы стиля гранж мы встречаем и сегодня». * СЕРИАЛЫ ПЕРЕВЕРНУЛИ СОЗНАНИЕ МАСС Модные образы копировали и у актеров из сериалов, девяностые всем запомнились в первую очередь сериалами «Санта-Барбара» и «Беверли хилз 90210». Копируя очаровавший их образ Иден из семейства Кепвеллов, женщины пришивали дополнительные подплечники к пиджакам, сочетая их с мини-юбками. Те, кому по душе пришелся образ сестры Иден – Келли, предпочитали джинсы с белыми рубашками навыпуск и распущенные волосы. Молодежь же больше была увлечена сериалом «Беверли хилз 90210». Героини сериала были самыми модными представительницами своего времени. Бренда, к примеру, всегда одевалась слегка мешковато и в мужском стиле: высокие светлые джинсы, широкие футболки, рубашки, пиджаки. Келли выглядела более женственно – легкое короткое платье в цветочек и белые кроссовки с носками. Комментарий специалиста: «Подражая актрисам, которые нравились, женщины старались внутренне примерить на себя эти образы по жизни, – отмечает Виталий АЗУРОВ. – Однако слишком явной была грань между безоблачной жизнью богатых в сериалах по телевизору и тем, что они видели на улицах родных городов: разруха, груды мусора, наглые братки, плюс убивало безденежье. Работая на двух-трех работах или же провозя в огромных клетчатых сумках вещи через границу, работягам и челночницам непросто было снова вспомнить о том, что они еще и женщины. Но жизнь продолжалась. Примерив на себя «маску» актрисы, скопировав образ из вещей, можно было на какое-то время отвлечься от реалий и сложностей 90-х». * ЛЕГЕНДАРНЫЕ МАЛИНОВЫЕ ПИДЖАКИ Комментарий специалиста: «Для мужчин одежда в 90-е годы стала показателем статусности или принадлежности к той или иной социальной группе, – вспоминает Виталий АЗУРОВ. – Новые русские бизнесмены массово переоделись в разноцветные пиджаки. Несмотря на то что нарицательным выражением стал именно «малиновый пиджак», в реальности были и голубые, и ярко-желтые, и просто белые пиджаки вкупе с джинсами и темными солнцезащитными очками. Примерно так выглядел классический деловой мужчина того времени. Девяностые годы не зря называли «лихими» – это было время расцвета бандитизма в стране. Каждый третий мужчина оказывался втянутым в те или иные группировки, назначались бесчисленные «стрелки», шли реальные «разборки». Принадлежность к социальной группе «плохих парней» подчеркивали спортивными костюмами. Полосатые подделки «под «Адидас». – классическое облачение молодого мужчины 90-х годов. В таких костюмах ходили на работу, на тренировку, и конечно, на свидание. Те, кто не считал нужным примыкать к социальной группе, предпочитали гранж, своего рода протест против вызовов общества. Несмотря на то что сегодня образы 90-х кажутся нам во многом наигранными, чрезмерными, эпатажными и слишком яркими, элементы стиля 90-х сегодня получили свое второе рождение. Снова в моде чокеры – украшения на шею, снова в моде кроп-топы и комбинезоны. Спортивные костюмы и даже поясные сумочки, когда-то ставшие атрибутом торговца на рынке, сегодня стали настоящим писком моды».