«У нас мужественные мужчины и женственные женщины»: дизайнер униформ — о том, как одеть стюардессу и кассира «Макдональдса»

Среди новостей о трендах и стиле никогда не найти упоминаний рабочей униформы. «Пролетарской» моды просто нет. Хотя дизайнерские изделия для трудящихся есть. Почтальон, полицейский, стюардесса — все носят костюм, спроектированный и украшенный именно под свое дело. Причем если глобальная мода становится все более уступчивой по отношению к разным типам моделей, то в форменной одежде все еще царят стереотипы, которые влияют на подбор персонала. О том, как создается униформа, мы поговорили с дизайнером Викторией Андреяновой. За свою карьеру Виктория «переодела» ряд крупных компаний, среди которых «Аэрофлот», РЖД, «Ашан», «Почта России», Третьяковская галерея. На днях к списку добавился «Макдональдс». Мы обсудили, как заказчики относятся к унисексу, какую униформу вопреки ожиданиям выбрали работники фастфуда и чем не годятся рубашки «Сбербанка». Работа над изделием начинается с технического задания. По сути, компания высказывается на тему того, какой образ ее сотрудники должны транслировать клиентам и партнерам. Например, «Аэрофлот» в 2003 году переходил от военной эстетики к гражданскому гостеприимству, вспоминает Андреянова. Также в задании прописываются чисто функциональные характеристики, в том числе жизненно важные: несгораемость или светоотражающие элементы, как у технического персонала авиакомпании. В редком случае дизайнер может изменить условия заказчика, как, например, получилось с униформой для РЖД. «В задании был указан строго темно-синий, а я только что одела в этот цвет «Аэрофлот», — рассказывает Виктория. — Тогда я решилась на серый с красным вопреки инструкциям. И когда перед серьезной комиссией я вышла с этой концепцией, то объяснила, что главный авиаперевозчик и наземный должны отличаться. И я выиграла тендер». Помимо техзадания, модельер самостоятельно изучает пожелания рабочих. Интервьюирует сотрудников, выясняет особенности службы: есть ли сквозняки, как много приходится двигаться и прочие нюансы. По тем же принципам создавалась форма для сотрудниц РЖД. Побывав на вокзале, дизайнер отметила, что в залах работает много полных людей. Поэтому было предложено три варианта костюма. Первый вариант — классический приталенный пиджак с юбкой. Второй — объемный жакет до середины бедра, который, по словам дизайнера, достойно смотрится на крупной женщине. И третий — костюм в стиле Шанель — укороченный пиджак с реглановым рукавом, удобный и также рассчитанный на любой тип фигуры. Все три варианта были представлены на суд комиссии. Однако жюри, на 80% состоящее из мужчин, дало понять, что модель (то есть сотрудница) в данном случае важнее одежды. Так победил первый вариант — сильно приталенный костюм. «Меня такой выбор немного расстроил, — поделилась Виктория в одном из интервью. — Я даже спросила, понимают ли они, до какого размера мы этот костюм будем расширять, чтобы он был впору. В общем, как оказалось, они готовы пойти на то, чтобы устраивать кастинг для персонала и принимать на работу только тех, кто будет влезать в эти костюмы». Подобная дискриминация стала нормой и для сотрудниц «Аэрофлота». Согласно правилам авиакомпании размер одежды бортпроводниц должен оставаться в диапазоне 42–48. На международные же рейсы руководство отправляло «только молодых и худых» стюардесс. А за прибавку в весе сотрудниц могли лишить надбавки в зарплате. Но в 2017 году, после того как несколько бортпроводниц подали иски на «Аэрофлот», Мосгорсуд обязал компанию отменить правило, ограничивающее комплекцию работника. По тем же стереотипным причинам на российском рынке существует четкое разделение на мужские и женские модели. Оверсайз и унисекс пока не привлекают компании-заказчики. «У нас мужественные мужчины и женственные женщины. Причем обеспечить посадку на фигуре, если это не трикотаж, очень сложно», — комментирует Виктория. Исключением из правил можно считать униформу для «Ашана». Она не декларирует строго мужское и женское и достаточно свободно сидит на персонале. Как пояснила дизайнер, изначальная концепция для «Ашана» значилась как «французы в России». Для проектирования униформ команда разделила сотрудников гипермаркета по темам: «Рыба» — Довиль (морской курорт), матросы; «Выпечка» — Прованс, лавандовые пейзажи и французские кофейни; «Мясо» — русские сказки о трех богатырях. Получилось настолько атмосферно, что показ своей сезонной коллекции Виктория решила провести в «Ашане». Более того, униформа стала таким же элементом дефиле, как костюмы-тройки и драпированные платья. Представить форму поручалось самим работникам магазина, поэтому за два месяца до показа «Ашан» объявил конкурс на участие в шоу. Он, по словам Андреяновой, смотивировал некоторых работников похудеть и подтянуть иностранный язык. Победители отправились от полок с товарами сразу на подиум. В обычных же условиях сотрудничество — это всегда спор. Так, форму для «Аэрофлота» Виктория перешивала два года, коллекцию за коллекцией, никак не совпадая с заказчиком в видении «формы мечты». «Мы понимали, что это должен быть русский стиль, но транслируемый деликатно и стильно. В итоге родился фартук с косой через плечо как символ русского гостеприимства на борту. Трудное решение оказалось самым выигрышным», — говорит дизайнер. Другой важный заказ — униформа для смотрительниц залов в Третьяковской галерее. От изделия требовалось, чтобы форменная одежда не спорила с аскетизмом интерьера, была изысканной, но почти маскировкой. При этом важно, чтобы сотрудницы не мерзли в залах, где температура не поднимается выше 18 градусов. Так получился теплый жакет-полупальто из тирольской шерсти с геральдической нашивкой-логотипом. Последним из проектов стало создание униформы для «Макдональдса», над ним Виктория работала вместе со своей дочерью, дизайнером Елизаветой Костровой. Ребрендинг уформы продиктован юбилеем российского отделения — в этом году «Макдональдсу» исполнилось 30 лет. «Это было чудо для советской России. Восхищенный старт на исходе эпохи дефицита и вынес «Макдональдс» на уровень всеобщей любви, недостижимой и сегодня для многих конкурентов, — делится ощущениями Андреянова. — Мне хотелось подойти к этой теме с точки зрения историзма, вспомнив Америку 70-х, с точки зрения комиксов, как увидела это Лиза. Но были приняты очень неожиданные решения». Сам персонал выбирал из пяти концепций и выбрал практически самый строгий и выдержанный образ, который, однако, разбавляется мелким принтом в виде кофейных зерен, бургера и картошки-фри. В фотосессии, презентующей униформу, приняли участие сами сотрудники заведения. Между тем остается еще много компаний, которые Виктория хотела бы «переодеть»: «У меня есть задумка для Сбербанка. Мне так обидно, что они озаботились только зеленым платочком, а их белая рубашка не регламентирована. Это упрощает всю концепцию образа. Я бы построила форму на офисной рубашке». В завершение мы поинтересовались у дизайнера, чья форма ей нравится особенно сильно. Среди фаворитов: Кристиан Лакруа для Air France, форма авиакомпании Emirates, итальянские полицейские и шотландские почтальоны.

«У нас мужественные мужчины и женственные женщины»: дизайнер униформ — о том, как одеть стюардессу и кассира «Макдональдса»
© Daily Storm