Мода на карантине: как коронакризис повлиял на дизайнеров Краснодара

Модная индустрия стала одной из отраслей экономики, по которым сильно ударила пандемия коронавирусной инфекции. По информации оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в России в период самоизоляции продажи на рынке одежды сократились в среднем на 90%. Сложности испытывают и крупные, и локальные бренды. Как отмечают краснодарские дизайнеры, негативное влияние пандемии на модную индустрию отражается в росте цен на производство и текстиль. По их словам, пандемия привела к сокращению ассортимента и вынудила многих производителей одежды перейти в онлайн. В то же время, небольшие бренды, как считают краснодарские дизайнеры, оказались в более выигрышном положении. Для некоторых местных производителей период самоизоляции стал плодотворным, они смогли не только сохранить продажи, но и запустить новые проекты. «Мы видим очень сильные просадки продаж в fashion-индустрии. По всему миру отмечается закрытие или кризисная ситуация брендов, особенно это касается крупных. У них финансовая нагрузка совершенная иная, чем у небольших брендов», - прокомментировала сайту «Деловая газета.Юг» основательница Ne_prosto_dress Юлия Шишкина. По ее мнению, в этом плане небольшим брендам повезло больше, чем крупным. «Это связано с отсутствием необходимости платить большие суммы за аренду производственной площади, за широкий штат. Особенность любой маленькой марки в том, что есть свое наработанное комьюнити. Продажи у них представляют собой более личный контакт с покупателями. В случае нашей марки эта особенность сыграла нам на руку в период карантина. Многие постоянные клиенты даже стремились как-то поддержать бренд морально и заказами», - поделилась Юлия Шишкина. По словам девушки, для ее бренда период карантина прошел легко. Поскольку 90% продаж приходится на Instagram, ей не пришлось кардинально перестраивать свою работу. Краснодарский дизайнер Светлана Эннс в период самоизоляция запустила новые формы работы с клиентами, она провела онлайн-марафон «Стильное поведение», включающий лекции о стиле, осознанной моде, разбор гардероба участников, практические задания. Дополнительно дизайнер ввела опцию «Скорая стильная помощь»: покупатели могли дистанционно посмотреть вещи по видеосвязи или заказать примерку и личную консультацию дизайнера на дом. Также Светлана Эннс создала так называемую карантинную линейку одежды Simple. «В первое время был шок, я не понимала, что делать. Я думала, странно продавать одежду, когда людям в принципе не до этого, многие остались без работы. Однако за время карантина покупательская активность выросла. Новая линейка разошлась за десять дней. Что-то купили дистанционно в других городах и странах, что-то – при выезде на дом. Так было намного удобнее, потому что человек сразу мог примерить вещь и посмотреть ее с другими предметами своего гардероба, проверить сочетаемость», - рассказала Светлана Эннс. После снятия ограничительных мер она вернулась в студию, создала и выпустила еще одну линейку. Сейчас дизайнер ждет отмену запрета на массовые мероприятия, чтобы подготовить показ или презентацию. Основатель бренда Pepita Екатерина Шипалова в карантин также запустила новую линию трикотажа. По ее словам, наблюдались провалы в активности покупателей, людей стали больше интересовать доставка и примерка на дом. Как отмечает дизайнер, на работе особенно сказались рост цен на сырье, необходимость перехода в онлайн и оптимизации логистики. «Коронавирус подействовал на производителей как некий толчок. Мы не знали, что нас ждет, когда закончится карантин, но мы не хотели сидеть на месте. Сложные условия для бизнеса случаются, безусловно. Но любые процессы, даже болезненные, в итоге для людей с определенным мышлением выходят со знаком «плюс», - прокомментировала Екатерина Шипалова. Для того чтобы стимулировать спрос, часть краснодарских дизайнеров пересмотрела ценовую политику в сторону уменьшения стоимости. Так поступила основательница бренда платьев Ne_prosto_dress Юлия Шишкина, она сделала скидки на ассортимент в наличии и востребованные позиции. Создательница бренда Dialog Альбина Дымова рассказала, что в период карантина розничная стоимость новых моделей снизилась на 30%. Также автоматически на весеннюю коллекцию стартовала распродажа от -20% до -30%. Для удобства и безопасности клиентов она ввела услугу бесконтактной доставки на дом с примеркой. По словам Альбины Дымовой, за время карантина покупательская активность у Dialog снизилась в разы, однако после снятия ограничительных мер наблюдается повышенный спрос. «Мы готовились к открытию магазинов и ТЦ, производили новую коллекцию бренда Dialog. Видимо, народ так соскучился по шопингу, что сметали вещи с витрин, даже без примерок», - поделилась дизайнер. Создатель авторского бренда рубашек Татьяна Булатова снизила стоимость всех товаров более чем на 10%, а также сделала доставку бесплатной. «Что касается покупательской активности, то первые две недели у нас вообще была тишина. Люди, наверное, сами не понимали, что происходит и что будет дальше. После этого срока у нас начались продажи», - рассказала Татьяна Булатова. По ее словам, пандемия принесла убытки. В то же время дизайнеру удалось сохранить рабочие места. Сейчас бренд Булатовой столкнулся с другой проблемой. «Люди за период карантина привыкли к одной цене, сейчас они не хотят покупать по более высокой цене. Мы вернули стоимость товаров до предкарантинного уровня, вновь сделали доставку платной. Но люди почувствовали, что можно было по-другому, дешевле, и в этом сложность», - отметила дизайнер. С убытками столкнулась и шляпных дел мастер Наталья Дубровина. По ее словам, во время пандемии коронавирусной инфекции продажи шляп упали на 70%. Новых клиентов нет, а постоянные покупатели сократили количество заказов. Во время самоизоляции Наталья Дубровина придумала комплект головного убора с защитной маской, но реализовать товар пока не удалось. «У меня очень специфичный товар, который сложно продавать онлайн. Конечно, для постоянных клиентов, чьи размеры я уже знаю, я делаю шляпы. Таких клиентов у меня десять человек, но и они тоже в состоянии денежного кризиса. Покупают недорогие шляпы, заказы под каждое платье как раньше сегодня никто не делает», - сказала мастер. Изготавливать тканевые маски в качестве подарка при заказе стали многие краснодарские дизайнеры, в том числе Светлана Эннс и Альбина Дымова. Екатерина Шипалова, напротив, не приветствуют подобную практику среди дизайнеров. Она убеждена, маски должны производить не бренды одежды, а исключительно специализированные компании из предназначенных для таких целей материалов. Юлия Шишкина же видит в отдельной продаже масок дизайнерами способ остаться на плаву. «Я наблюдаю за некоторыми российскими брендами и понимаю, что для многих пошив и продажа масок были вынужденной мерой. Если у марки большое производство, отсутствуют другие заказы, то она переходила на выпуск масок. У меня ситуация несколько другая: производство маленькое, мы обошлись без введения такого ассортимента», - заключила Юлия Шишкина.

Мода на карантине: как коронакризис повлиял на дизайнеров Краснодара
© Деловая газета.Юг