Продажная цифра
Такие объявления регулярно появляются в интернете, заставляя пользователей вздрагивать. Но, возможно, подобных поводов для беспокойства скоро станет меньше. И вовсе не потому, что эффективно заработают службы IT-безопасности.
Некая Ассоциация больших данных (АБД) - организация, которая занимается созданием стандартов обработки, хранения, передачи и использования больших информационных баз, - направила в правительство просьбу разработать дорожную карту по развитию электронного взаимодействия между государством и бизнесом.
Если проще, участники ассоциации предлагают властям поделиться с бизнесом полезной для него информацией самого разного свойства, в том числе персональными и коммерческими данными. Разумеется, не бесплатно!
До сих пор такой взаимовыгодный обмен ограничивался законами и подпадал под статьи кодексов. «Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи... допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных», - гласит ст. 15 закона о персональных данных.
Но нынче в РФ ограничений для крупного бизнеса практически не существует. И вряд ли он захочет спрашивать согласия у «субъектов». Будет проще: власть нам - информацию, мы ей - деньги. Примитивная коммерческая сделка. Официальная!
«Это взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса и взаимное развитие экосистем», - отметила президент АБД Анна Серебряникова, добавив, что бизнесу сейчас интересно упростить доступ к данным (чужим!), которые аккумулирует государство.
«На сайте магазина можно автоматически верифицироваться в системе госуслуг. Таким образом, магазин получает самые полные данные о своем клиенте, - рассуждает Сергей Кудряшов, партнер департамента управления рисками международной сети консалтинговых компаний Deloitte. - Но при таком взаимодействии серьезно вырастают риски утечки данных и их недобросовестного использования».
Однако в Минцифры России отнеслись к затее положительно и захотели создать государственную «фабрику данных», с помощью которой бизнес сможет быстро получать доступ к государственным базам. Чего не сделаешь ради живой деньги?!
Кстати, аналогичный проект - сервис, который свяжет данные о трансакциях граждан с их местоположением и проанализирует, где и как они тратят деньги, - готовит Сбербанк. Опять же, чтобы продавать информацию бизнесу и... властям! Якобы это должно помочь в решениях об открытии магазинов и о развитии городов. Разрешения у «субъектов» тоже вряд ли спросят.
Павел Максимов.
Фото Pixabay.com