«Мастера эпохи Эдо»

Выставка впервые в Омске открывает зрителю возможность в масштабном проекте познакомиться с традиционной японской ксилографией XVIII-XIX веков. Выполненные в стиле укиё-э экспонаты представляют направление городской культуры периода Эдо (1603-1868 г.г).

«Мастера эпохи Эдо»
© Новый Омск

Омичи увидят 65 японских гравюр. Среди авторов - знаменитые мастера Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Утагава (Андо) Хиросигэ, Утагава Куниёси и другие. Практически все произведения, за редким исключением, отпечатаны при жизни их создателей.

- Олег Петрович, сколько листов в вашей коллекции?

- Свыше пятисот. Я не смогу назвать точное количество, потому что процесс идёт всё время. Понимаете, небо выбрало меня как проводника и всё время что-то мне посылает. Вот недавно поступило три вещи. Поэтому сложно сказать о точном количестве. Здесь, в вашем музее, представлена одна часть коллекции. Подборку сделали сотрудники музея исходя из габаритов помещения. У них большой опыт, они сделали прекрасную экспозицию. Представлены почти все аспекты, кроме одного. Есть раздел под названием сюнга - эротический. Под него надо отдельное помещение. Хотя другие музеи всё показывают - Новосибирск, Киров, Екатеринбург, Нижний Тагил...

- Как возникла ваша любовь к японской гравюре?

- Коллекция начала складываться больше тридцати лет назад. Я занялся психофизическими восточными практиками. Это йога, буддизм, даосизм. И по мере углубления в эту среду возникает ощущение, что нужны сакральные артефакты. Ведь все эти вещи сделаны буддистами. Гравюра пришла из Китая с буддийским учением, с дзеновским подходом. Это уникальное явление, которое дало толчок практически всему искусству, в том числе современному. Все художники, начиная с импрессионизма, постимпрессионизма, увлекались японской гравюрой. Вся эротика Пикассо и Матисса построена по мотивам сюнга. Японцы это квинтэссенция - на плоскости, в маленьких вещах показать целый мир. Это картинки повседневной жизни - укиё-э, или «изменчивый мир», который всё время меняется, но художники сумели его отобразить и показать. Они охватили все сферы. Потом появилась печать, они не смогли с ней конкурировать, потому что это очень сложный процесс - доски, оттиски, дорогая рисовая бумага. Но сейчас осталось чуть более сотни человек, которые работают в этой технике. Их вещи стоят очень дорого - примерно от пяти тысяч долларов за лист.

- Вы помните самую первую гравюру, которую купили?

- Это был Хиросигэ, изображение морского залива. Чем привлекла работа? Когда человек занимается релаксацией, ему нужен объект созерцания. Ты смотришь на него, идёт процесс погружения, ты визуализируешь, и в итоге ты там присутствуешь. И каждый раз, когда я выбираю работы для новой выставки, начинаю перебирать эти вещи, я вновь переживаю эти погружения. Чтобы делать правильно и находить, надо иметь информацию. Для этого надо изучать, погружаться, и тебе небо сразу посылает подарок - ты можешь купить за 150 евро шедевр.

- Как вы получаете редкие работы? Почему они у вас, а не, например, в крупных музеях?

- Смотрите, в России есть три коллекции - музей Пушкина, Эрмитаж и Музей Востока, в которых от полутора до двух тысяч работ. В музей Пушкина передал свою коллекцию путешественник и морской офицер Китаев. В Эрмитаже один сотрудник уговорил нескольких коллекционеров, и они продали свои коллекции. Музей Востока что-то по нитке собирал. Но при этом Пушкинский музей за 25 лет провёл одну выставку - показали около трёхсот работ, Эрмитаж - тоже одну. В Музее Востока висит 15-20 работ. А я провожу постоянно выставки в большом количестве музеев, в городах-миллионниках: Екатеринбурге, Новосибирске, Кирове, Самаре, Нижнем Тагиле и так далее. Я ни разу никому не предлагал, каждый музей просит сам. Омский музей имени Врубеля первый раз попросил работы в 2010 году. И вот только дошла очередь.

- Как в вашей коллекции оказалась работа Хокусая «Большая волна в Канагаве»?

- Хокусая я искал целенаправленно. Ездил на аукционы, в основном в Париж. В Японии ничего не купить, всё ушло в Европу. Хокусай весь пришёл из Европы. «Волну» я нашёл в Петербурге. Тогда у меня было два дилера - это парни, которые бегают, ищут. И вот один мне говорит: «Волна» есть». Договорились. Я в то время как раз только что купил новую машину Nissan Sunny. Хорошая машина, но я поменял её на эту гравюру. Я тогда мало что понимал. Знал, что «Волна» Хокусая - знаменитая вещь. Выменял. Человек потом, кстати, 16 лет ездил на той машине, мы с ним до сих пор работаем, он помогает мне, находит вещи. Это первый Хокусай, который у меня появился. Например, в музее Пушкина нет ни одного подлинного Хокусая, у них несколько работ, но они все 1955 года. Это перепечатки. Их они не выставляют.

- Как часто вы пополняете коллекцию?

- Раньше я целенаправленно часто ездил во Францию. Париж это не Лондон. В Лондоне приходишь на аукцион, надо записываться, получать карточку. А во Франции совершенно другая атмосфера. Там приходишь - и ничего не надо, махнул рукой, носом и тут же купил. С 2000-го по 2012-й ездил каждый год по четыре-пять раз. Ещё катался по разным городам, где на ярмарках можно было купить работы по приемлемой цене.

- Сколько средств вы уже вложили в своё увлечение?

- Специально не считал, но, наверное, около 200 тысяч евро. Может быть, чуть больше. Что-то дешевле покупал, что-то дороже.