«Лига зеленых брендов» представила свою методику оценки компаний
Фото: iStock
Идея создания «Лиги зеленых брендов» появилась несколько лет назад у представителей косметической компании «Чистая Линия». Концепция начала реализовываться в 2019 году совместными усилиями холдинга Unilever, куда входит «Чистая Линия», а также консалтинговой компании Deloitte и платформы Plus-one.ru. «Несмотря на то, что в России и за рубежом есть много систем сертификации компаний, мы намерены подготовить свой комплексный метод самооценки брендов различных отраслей. Предложенная нами методология предполагает полную открытость и доступность для участников», — заявила руководитель отдела по устойчивому развитию «Юнилевер Русь» Ирина Антюшина.
Методология, разработанная представителями «Лиги зеленых брендов», состоит из двух этапов. На первом этапе компании, претендующие на участие в Лиге, должны пройти анкетирование, которое поможет выявить уровень бренда по управленческим, экологическим и социальным показателям. «Были разработаны 20 универсальных критериев: восемь — по качеству корпоративного управления, девять — по глубине экологического следа и три — по влиянию на социальное развитие», — сообщил эксперт Deloitte Иван Кухнин. Для вступления в Лигу компания должна соответствовать 12-ти из 20 критериев.
«Экологичность — это одна из самых важных тем. Лига это принимает и понимает. Это то, что важно и для производителей товаров повседневного спроса, и для добывающих компаний, и для телекоммуникационных. Конечно же, социальные аспекты и корпоративное управление важны, но критерии выстроены с уклоном в экологический аспект», — отметил представитель Deloitte.
На втором этапе бренды оценивает экспертный совет Лиги. Основываясь на полученных данных, он предоставляет компаниям расширенную анкету с вопросами, количество которых варьируется, в зависимости от индустрии, от 25 и более. «Это те критерии, которые делают надстройку над базой и позволяют посмотреть внутрь компании. Например, у нее есть экополитика — а как она работает? Есть ли инструменты для ее внедрения? Есть ли инструмент обратной связи?» — прокомментировал методологию Иван Кухнин.
Эксперт отметил, что участие в оценке предполагает двустороннюю коммуникацию — по результатам прохождения двух этапов каждая компания получает рекомендации: какие стороны ее работы наиболее соответствуют принципам устойчивого развития, а над какими областями нужно работать дополнительно.
«Не хотелось бы создать впечатление, что система, которую мы предлагаем, нацелена только на компании, у которых уже есть стратегия устойчивого развития или у которых есть ресурсы. Мы будем адаптироваться под нужды малых и средних компаний», — отметила Ирина Антюшина. По ее словам, сейчас идет второй этап оценки участников Лиги по дополнительным критериям, после которого в систему могут быть внесены коррективы. Но главными задачами всегда будут оставаться информирование населения и борьба с гринвошингом (ничем не подкрепленными заявлениями брендов об экологичности их продукции).
«Мы должны начать с большого бизнеса, потому что его представители испытывают наибольшее давление со стороны инвесторов и регуляторов, но Лига будет эволюционировать и развиваться. Двигаться по всей цепочке поставок в малый и средний бизнес», — добавил Иван Кухнин.
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева обратила внимание собравшихся на то, что маркировка «Лиги зеленых брендов» должна быть конкурентоспособна на мировых рынках. «Если вспомнить послание президента РФ от 20 февраля 2019 года, то там прямо сказано о необходимости создания „зеленого“ экспортно-ориентированного продукта (...) Поэтому важно, чтобы при создании нашей „зеленой“ Лиги ее бренд не только имел добавленную ценность внутри страны, но и ориентировался на мировые рынки», — заявила Елена Саратцева.
Также чиновник отметила, что на сегодняшний день в реестре Росстандарта, который является официальным регистратором систем сертификации, можно найти свыше 30 различных экосертификатов. «Как вы понимаете, рядовой потребитель не сориентируется в многочисленных значках. Поэтому, создавая новую концепцию с последующим нормативным закреплением, мы можем рассчитывать на то, что единый знак получит силу национального бренда», — отметила Елена Саратцева.
Кроме того, по ее словам, двухэтапный подход, состоящий из самооценки и экспертной оценки, соответствует модели престижного международного конкурса World Excellence.
Участниками второго этапа «Лиги зеленых брендов» стали 20 компаний. Среди них — Dove, «Чистая Линия», АФК «Система», «Вымпелком», банк «Центр-инвест», Domestos и другие. Как пояснила руководитель по устойчивому развитию «Вымпелком» Евгения Чистова, методология Лиги позволяет эффективно оценить соответствие компании ESG-стандартам (Environmental, Social and Governance) и впоследствии может лечь в основу национального стандарта, так как способна серьезно упростить взаимодействие между бизнес-партнерами.
«Год от года мы видим рост запросов к нам как к поставщику услуг со стороны крупных брендов. Их интересует система оценок самосертификации, аудита на рейтинговых площадках. И для нас это стало привычной практикой: мы заполняем огромное количество документов, предоставляем политики, раскрываем ответственность управления», — рассказала Евгения Чистова. По ее словам, «Вымпелком» хотел бы распространять эту же практику на своих поставщиков, однако это не всегда крупные компании, которые имеют для этого ресурсы и экспертизу. Сертификация «Лиги зеленых брендов» могла бы устранить эту проблему.
«Мы хотели бы рекомендовать поставщикам понятную, прикладную и достаточно облегченную методику самосертификации — нечто большее, чем пункт в кодексе поставщика, где он говорит, что соблюдает все нормы экологического законодательства», — пояснила представитель «Вымпелкома». Эксперт выразила надежду, что ее компания после второго этапа оценки сможет выявить у себя ESG-аспекты, требующие дополнительного развития.
Елена Саратцева отметила, что если методология «Лиги зеленых брендов» ляжет в основу системы национальных стандартов, то войдет также и в систему «зеленых» государственных закупок.
«Зеленые» российские продукты получат отдельные полки в магазинах и льготы на экспорт
В конце дискуссии эксперты ответили на вопросы из зала. Участников круглого стола попросили дополнительно разъяснить, в чьих интересах была создана «Лига зеленых брендов». «Хотела еще раз подчеркнуть, что Лига не призвана работать в целях какой-то одной компании. Если бы это было так, то вся работа по подготовке универсальной методологии оказалась бы напрасной. В долгосрочном плане Лига работает именно для применения по всей цепочке поставок (...) Не буду лукавить, Лига не на 100% создана по запросу потребителя, но мы понимаем, что это процесс взаимный. Лига — это инструмент, работающий в интересах общества», — заверила присутствующих представитель «Юнилевер Русь» Ирина Антюшина.
Елена Саратцева тоже подключилась к ответу на вопрос. «Давайте вспомним историю. Первые в мире единые органические стандарты были созданы ассоциациями для упрощения торговли. Тот же путь сейчас проходим мы — идем по пути мощного европейского движения», — резюмировала она.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников
]]>