Война – двигатель прогресса? Изобретения военных, которые изменили нашу жизнь
Это странное сочетание слов имеет под собою реальную основу. От парашютов до чайных пакетиков – множество неожиданных вещей действительно изобретены были в самые страшные для человечества годы кровавой бойни, в период Первой мировой. Благодарить надо, конечно же, не саму войну, а тех, кто даже в самые
тяжкие времена изобретал вещи, призванные облегчить жизнь людей.
В этот период всеобщего хаоса и ужаса наблюдался небывалый всплеск изобретательской активности. И речь идет не только и не столько о создании новых видов оружия, их появление как раз таки совершенно закономерно. Мы говорим сейчас о вещах, призванных спасать, выручать, помогать, радовать.
Во время Первой мировой впервые начали массово применять парашюты, сохранившие в итоге много жизней. Сама идея этого приспособления, как известно, принадлежит Леонардо да Винчи. Сделать его пытались многие энтузиасты на протяжении веков. В итоге «первопроходцем» стал в 1797 году парижанин Андре-Жак ГАРНЕРЕН, он совершил первый в истории удачный прыжок с парашютом. Однако более ста лет после этого эта разработка считалась совершенно бесполезной и применялась только в качестве развлечения.
В 1912 году, когда вовсю стало развиваться воздухоплавание, русский актер и инженер Глеб КОТЕЛЬНИКОВ первым понял, насколько важным может стать это изобретение: тогдашние аэропланы были ненадежны и часто падали… Он доработал конструкцию парашюта и представил совершенно новый образец – укладываемый в ранец, компактный, легко помещающийся в тесной кабине летчика.
А в 1918 году эта разработка Котельникова прошла первое боевое крещение. В боях за Францию парашют спас жизнь многим пилотам, да и другие задачи помогал решать – например, доставлять всевозможные грузы, взрывчатку.
Медицина в военную пору пережила настоящий переворот – впервые стало применяться переливание крови. Этому предшествовал ряд открытий, в частности, выяснилось, что она делится на разные группы. Благодаря переливанию остались живы 92 процента раненых, находившихся в британских госпиталях. Еще одна красноречивая цифра: по той же причине Англо-бурская война 1899–1902 годов стала последней в истории, когда санитарные потери превысили боевые.
Пластическая хирургия тоже появилась во время Первой мировой войны. Солдаты и офицеры получали страшные увечья, часто – уродующие лицо. Врачам пришлось экспериментировать, придумывать, как вернуть раненому человеческий облик. Имя новозеландского хирурга Гарольда ГИЛЛЕСА навсегда останется в истории: он первым стал пересаживать пациентам участки кожи с разных частей тела на лицо, причем делал это весьма искусно – восстанавливал даже прежнюю форму носа, губы. Добиться максимального эффекта ему помогали консультации со скульпторами. После окончания войны Гиллес издал книгу «Пластическая хирургия лица» и открыл первую в мире клинику соответствующего профиля.
Еще одно достижение тех лет – изобретение прочных и легких алюминиевых протезов вместо утраченных конечностей (до этого они делались только из дерева и были недолговечны). Первую искусственную конечность из металла создал британский инженер Чарльз ДЕЗУТТЕР, его брат был летчиком и потерял ногу в авиакатастрофе. Массовое производство алюминиевых протезов позволило вернуться к нормальной жизни многим военным, ставшим инвалидами в расцвете лет.
Любопытно, что искусственный загар тоже стал применяться в военные годы. Правда, совсем не для того, чтобы окрасить кожу в золотистый цвет. Тогда больше всего страдали от хворей дети: от постоянного недоедания, нехватки витаминов, дефицита кальция в организме. Стал повседневностью рахит у ребятишек. И вот тогда на помощь пришел берлинский врач и ученый Курт ХУЛЬДЩИНСКИЙ. В 1918 году он начал применять в терапевтических целях облучение детей ультрафиолетовыми лампами и вскоре доказал, что эти процедуры предотвращают развитие рахита, укрепляют кости. Позже лечение с помощью УФ-лучей распространилось по всему миру.
Есть предмет одежды, ставший невероятно популярным в то время и дошедший до наших дней. Это кожаная куртка. Военные быстро оценили ее достоинства. Она не промокала, не продувалась ветром, а еще в ней не заводились вши. Кожаной одеждой массово снабжались летчики, моряки и кавалеристы, а после Первой мировой красоту и практичность этих вещей оценили во всем мире, в том числе в Советской России, где в кожанках стали щеголять комиссары и офицерский состав Красной армии.
Военным также пришлась по душе застежка-«молния», ее запатентовал в 1913 году американец шведского происхождения Гидеон СУИНДБЕК. Первыми оценили удобные и надежные замки моряки Великобритании и Канады. Изначально «молнии» вставляли в сумки для документов и мелких ценностей, и лишь с 1917 года они появились на униформах и обуви. В обычной одежде, скажем, мужских брюках, «зипперы» приживались медленно. Только в 1930-х годах журнал Esquire приветствовал их как «новейшую идею пошива одежды для мужчин», предотвращающую «возможность непреднамеренного и неприятного беспорядка».
Мало кто знает, что наручные часы до Первой мировой считались исключительно дамским аксессуаром. Мужчина, надевший их, подвергался насмешкам. Солидным господам приличествовало носить часы на цепочке, которые вынимались из специального кармана жилета или брюк. Военное время заставило по-иному взглянуть на более практичную женскую вещицу. И первыми ее оценили летчики. Именно они начали носить часы на запястье, хотя при этом им пришлось терпеть ироничные взгляды гражданских. Правда, для того чтобы часы на ремешке вытеснили пафосные карманные хронометры на цепях, потребовался не один десяток лет.
В это трудно поверить, но и женские гигиенические прокладки появились не несколько десятилетий назад, а тогда же. Компания Kimberly-Clark, занимавшаяся производством бумаги, заинтересовалась новым материалом, который использовала Германия, а именно – целлюлозной ватой. Ее абсорбирующая способность во многом превосходила ту, которой обладала вата из хлопка. Глава компании Джон КИМБЕРЛИ вместе со своим лучшим консультантом Эрнстом МАЛЕРОМ разработали собственные методики изготовления древесного материала. В то время уже шла война, и компания стала изготавливать для нужд фронта целлюлозную вату – целлюкоттон. Он шел на повязки. Медицинский персонал женского пола очень скоро начал использовать его для своих нужд.
Падение спроса на вату после окончания Первой мировой и очевидный интерес к продукту со стороны дам привел к тому, что Kimberly-Clark пустила огромные неизрасходованные военные запасы целлюкоттона на изготовление прокладок.
Кстати, нашлось и еще одно применение новому материалу – из него стали изготавливать бумажные носовые платки, которые гораздо гигиеничнее и практичнее тканевых.
Интересна также история появления чайных пакетиков. Их совершенно случайно изобрел в 1908 году нью-йоркский купец Томас САЛЛИВАН. В качестве рекламного приема он разослал образцы чайных листьев своей фирмы в маленьких шелковых мешочках клиентам, которые ошибочно полагали, что весь комплект нужно положить в чашку с горячей водой.
И им понравилась эта идея, но некоторые жаловались, что шелк не позволяет чаю достаточно быстро настаиваться.
Во время войны дрезденская фирма Teekanne адаптировала новинку, отправив на фронт марлевые чайные пакетики. Позже марлю заменили перфорированной бумагой.
Нынешние же пакетики начали производиться компанией Tetley в 1953 году. Производство их росло медленно, и к 1960 году таким образом фасовалось всего три процента чая. Сегодня – 96 процентов.
Всё же удивительно, что многие повседневные вещи, без которых немыслима современная комфортная жизнь, появились не в последние полвека, как многим кажется, и не в мирное время, а гораздо раньше и в очень суровые годы.
По материалам thesun.co.uk, ru.wikipedia.org, bbf.ru