Не крутое пике, но резкое снижение. Что происходит с рынком фэшн-ретейла на фоне ковида

Общая стоимость 100 самых дорогих национальных брендов в 2020 году снизилась на 13,1 $ трлн, сообщила консалтинговая компания Brand Finance. Больше всех пострадала Аргентина. Россия по размеру ущерба оказалась на 14-м месте.

Не крутое пике, но резкое снижение. Что происходит с рынком фэшн-ретейла на фоне ковида
© BFM.RU

Еще в конце зимы коронавирусный локдаун нанес первый удар по рынку фэшн-ритейла. Закрылись страны, отшивавшие большую часть одежды и обуви для всего мира. Китай, Италия, Испания, страны Юго-Восточной Азии, Турция. Банковская кредитная политика для бизнеса ужесточилась. Уже тогда многие ритейлеры сократили заказы на новые коллекции. А те, что были в наличии, продавались плохо из-за общего спада потребления и карантинных мер.

Осенний сезон не улучшил положения. Скачок валюты и низкая покупательская активность привели к уменьшению оборотного капитала у отечественных компаний. Как пишет газета «Коммерсантъ», в январе — сентябре импорт одежды и обуви сократился на 3 млрд долларов и составил примерно 5,5 млрд.

В минус фэшн-ритейлу сыграла также теплая осень, а теперь и ужесточение ограничений. В итоге производство снизилось. В розничных оффлайн магазинах и крупных ТЦ средний чек упал более чем наполовину, а число посетителей ничтожно мало, говорит Анна Смирнова, президент по пошиву одежды Zaykins. Несмотря на то, что бренд локализовал производство в России, некоторые виды сырья все равно приходится импортировать за валюту. Из-за кризиса пришлось сократить производство, признается Смирнова.

— Стали заниматься тендерами параллельно для других производителей, у кого пошли проблемы.

— Может быть, кто-то из ваших коллег отказался от создания осенне-зимней коллекции?

— Отказались, потому что маловероятно то, что она будет вся продана в сезон. Торговые центры сейчас придут в упадок, и все уйдет в интернет. Это совершенно точно. Поэтому сейчас держать магазины в торговых центрах — это огромный риск. Вот честно, я каждую неделю езжу, самые крупные смотрю — там от 2 до 10 человек может быть в торговом центре даже в выходной день. Ситуация грустная.

Сейчас время заказов на весенне-летние коллекции. Поскольку производители настроены пессимистично, бюджеты на них также будут урезаны, либо не выделены вовсе. Даже у тех, кто весной размещался на маркетплейсах и собственных интернет-площадках, осталось до четверти объема старой коллекции.

В Минпромторге считают, что опасение новых локдаунов может мотивировать отечественные компании перенести производство в Россию. Компания Baon отшивает вещи в Китае, Европе, Юго-Восточной Азии и пробует отечественные фабрики. Но на родине хватает не всего, говорит президент Baon Илья Ярошенко.

Илья Ярошенко президент Baon «Вопрос, что это не только швейные цеха, это все-таки в первую очередь изделия фэшна, одежды. Это ткань верха — а это химическая продукция. А у нас она очень плохо развита. Все равно придется ткани завозить из-за рубежа, и все равно мы будем зависеть от курсовой разницы, будем зависеть от зарубежных поставок. Плюс у нас меньше производительность, дороже рабочая сила — все равно Азия будет всегда выгоднее».

Сокращение импорта идет и у байеров, говорит президент Союза русских байеров Елена Бугранова.

Елена Бугранова президент Союза русских байеров «Во всех сегментах сейчас происходит похожая ситуация — как в массмаркете, так и в более премиальных сегментах. Из-за снижения покупательского спроса естественно реагируют и закупщики, сокращают заказы, то есть все взаимосвязано. Скачок валюты, снижение дохода — все это влияет на продажи».

Национальное рейтинговое агентство допускает, что все это может привести к дефициту одежды сегмента массмаркет. Однако все опрошенные эксперты отрицают такую возможность, поскольку спрос и предложение падают синхронно. Если покупательская способность начнет увеличиваться, компании обещают нарастить производство и импорт.