Пудель, сердечки и Петр I. Смотрим выставку «Старинные вышивки» онлайн

Московские музеи временно закрыты для посетителей, но это не мешает заглядывать на выставки онлайн — рассматривать самые интересные экспонаты и узнавать связанные с ними истории.

Пудель, сердечки и Петр I. Смотрим выставку «Старинные вышивки» онлайн
© Mos.ru

Сегодняшняя виртуальная экскурсия посвящена экспозиции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, посвященной вышивкам XIX века. География происхождения предметов обширна — от Российской империи до США. Всего на выставке представлен 171 предмет из фондов Музея Тропинина и личной коллекции историка моды Александра Васильева. Самые интересные из них — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Вышивка 200 лет назад

В XIX веке вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия как крепостных крестьянок, так и знатных дворянок — этому ремеслу девочек учили с раннего детства. Процесс обучения начинался с вышивания самых простых элементов — букв алфавита, постепенно сюжеты усложнялись. Ремесло всегда требовало много времени. До изобретения электричества это занятие ограничивалось продолжительностью светового дня — вышивать после заката при свете свечи или камина было невозможно.

Работали мастерицы в разных техниках, вышивали гарусом, шелком, гладью, шерстью, бисером, золотом и другими материалами. Вышивкой украшали аксессуары и предметы быта (от кошельков и курительных трубок до подстаканников и бюваров — папок для хранения бумаги). А стены городских особняков и загородных усадеб состоятельных людей украшали вышитые картины. Свои творения мастерицы дарили родным, близким друзьям и возлюбленным. Сюжеты работ вышивальщиц были очень разнообразны — от цветочных букетов до исторических сцен.

«Петр I коронует Екатерину I», середина XIX века

Из собрания Музея Тропинина

Мастерицы нередко обращались к историческим сюжетам — к примеру, на картинах появлялись члены монаршей семьи и эпизоды из их жизни. На одной из таких вышивок изображено знаковое событие — первая в истории России императорская коронация. По данным исследователей этой работы, вышивальщица ориентировалась на гравюры известного французского портретиста Боссельмана и иллюстратора Себастьяна Леруа.

Русский царь Петр Алексеевич стал императором России в 1721 году после победы в Северной войне, а 7 мая 1724 года императорского титула была удостоена его супруга Екатерина Алексеевна. Несмотря на то что столицу империи к тому моменту уже перенесли в Санкт-Петербург, церемония коронации прошла в Успенском соборе Московского Кремля. Специально к этому событию были богато украшены палаты Кремля и Соборная площадь, на которой приготовили угощения для подданных.

В торжественной церемонии древнерусские традиции переплелись с нововведениями, пришедшими из Европы. Шапку Мономаха, которой с конца XV века венчали на царство русского монарха, заменили на императорскую корону (однако прежний символ власти также участвовал в обряде — его несли впереди торжественной процессии). Если в прежние времена корону на голову монарха возлагал верховный представитель духовенства, то в день коронации Екатерины это сделал сам Петр Великий.

Стоит обратить внимание и на исполнение работы: мастерица объединила несколько техник: например, корону Екатерины она вышила бисером, а императорскую мантию — шерстью.

Каминный экран, начало XIX века

Из собрания Музея Тропинина

Центральное отопление появилось в Российской империи лишь в конце XIX века — до этого люди согревались с помощью печей и каминов. Последние в дворянских домах часто закрывали экраном. У этого устройства было две основные функции: защитная — предохранять от искр и направленного жара, а также декоративная — дрожащий свет огня проецировал узоры решетки на стены. Каминные экраны с вышивкой использовались только в теплое время года, когда огонь не горел и не мог повредить вышитую картину, — ими закрывали портал пустого камина.

На выставке представлен каминный экран, выполненный в готическом стиле из красного дерева. На нем изображен букет — один из любимых элементов вышивальщиц. Мастерицы изображали на картинах садовые цветы, при этом каждый из них играл в композиции свою роль и скрывал особый смысл — с помощью них вышивальщицы рассказывали о своих чувствах и эмоциях. Так, согласно книге 1830 года «Салам, или Язык цветов», роза была символом любви, гладиолус — искренности, а пион — пожеланием счастливой жизни.

Пару с этим каминным экраном создает расположенная над ним декоративная вышивка на подушку, на которой тоже изображен букет. На первый взгляд это две одинаковые вышивки, но между ними есть значительное отличие: на экране цветы вышиты шерстью и шелком, а на чехле для подушки — венецианским бисером и гарусом.

Шкатулка для хранения любовных писем, середина XIX века

Из коллекции Александра Васильева

Вышивкой часто украшали и шкатулки. В них хранились документы, различные маленькие предметы, а иногда и один из главных атрибутов романтической эпохи XIX века — любовные письма.

На четыре стороны шкатулки, которая была сделана крепостными семьи Зуйковых, нанесены вышивки с изображениями цветочных композиций. На крышке коробочки мастерица изобразила два сердца, которые раскрывают истинное предназначение предмета.

В первую очередь эта шкатулка интересна особой техникой, с помощью которой выполнены изображения. Если приглядеться к вышивке, то можно заметить, что цветы состоят из рисовых зерен и семян овощей и ароматических трав — помидоров, огурцов, укропа, вероятно выращенных на огородах дворянского имения.

«Пудель Артемон», 1840-е годы

Из коллекции Александра Васильева

Мастерицы очень любили вышивать животных — нередко на их произведениях появлялись собаки. Одна из таких работ — вышитое изображение пуделя Артемона.

Для его создания мастерица использовала шерстяные нити и работала в помпонной технике, с помощью которой можно было получить объемное изображение. Зритель может рассмотреть мельчайшие детали, даже мышцы собаки. Трава, на которой расположился пудель, вышита в технике «шелком по шелку».

До сих пор точно неизвестно, как и где появилась порода пудель, однако изображения похожих на пуделей собак находят даже на античных монетах и фресках. В XV–XVI веках представители этой породы стали известны под современным названием и приобрели популярность среди охотников — собаки прекрасно справлялись с подачей водоплавающей дичи хозяину. На это предназначение намекает само название породы — оно произошло от немецкого слова pudelhund, которое можно перевести как «плещущаяся в воде собака».

Кстати, в Российской империи одной из первых владелиц собаки этой породы была императрица Екатерина II.

Кошелек-кисет «В память о парижских революционных событиях 28 июля 1830 года»

Из коллекции Александра Васильева

Французские революции оказали значительное влияние на мировую культуру и искусство. Образы, связанные с этими событиями, появлялись на страницах произведений Виктора Гюго, Александра Дюма и других писателей, на картинах разных европейских художников. Историей французских революций вдохновлялись и вышивальщицы. На выставке в Музее Тропинина есть несколько экспонатов, посвященных революционным событиям разных лет. Среди них кошелек-кисет с вышивкой, посвященной Французской революции 1830 года.

Этот предмет расшит венецианским и богемским бисером в цветах французского триколора. В центре мастерица расположила символ Франции — галльского петуха, вокруг него — послание свергнутому французскому королю Карлу X, а сверху — посвящение: «В память о парижских революционных событиях 28 июля 1830 года».

В этот день в Париже развернулось ожесточенное сражение за городскую ратушу Отель-де-Виль. Несколько раз за день это здание переходило то под контроль восставших, то в руки правительственных войск. К утру 29 июля бунтовщики сумели закрепиться в ратуше, что стало важным шагом к победе.