"Работа стилистом — это колоссальный труд": Ксюша Смо — о работе с Настей Ивлеевой, копипасте и нулевых

Легко поддаться киношным стереотипам и поверить в то, что работа стилиста — это бесконечное праздное перемещение между вечеринками и показами, которое изредка разбавляется примерками со звездами первой величины и супермоделями. На деле же все куда менее "глянцево", а за красивым финальным результатом обычно стоят сбор вещей по всему городу, перевозка тяжелых пакетов и общение с капризными клиентами. Мы решили узнать все из первых уст — и поговорили со стилистом Ксюшей Смо, которая работала с такими российскими знаменитостями, как рэпер Pharaoh, певица Ольга Серябкина и блогер Настя Ивлеева. Мы расспросили ее обо всех подводных камнях профессии, недобросовестных заказчиках и о том, что может заставить ее отказаться от поставленной творческой задачи. Как вы начали интересоваться модой? В 5-6 лет я сильно болела, по ночам часто испытывала приступы астмы. Чтобы успокоиться, я до раннего утра смотрела мультики. Поэтому с детства в моей комнате стоял телевизор, и когда я «переросла» болезнь, его не убрали. В 7 лет, включив его ночью, я наткнулась на "Sex And The City" ("Секс в большом городе"). Меня тогда мало интересовал "Sex", но я всё хотела знать по части "The City", поэтому каждую ночь в одно и то же время тайком смотрела культовый сериал. Поэтому легко себе представить девочку, которая пошла в первый класс с твердым желанием переехать в Москву (аналог Нью-Йорка), стать fashion-журналистом, завести кучу кредиток и купить туфли Manolo Blahnik на первый гонорар. Меня никто не понимал, а я таскала вещи из маминого шкафа и делала съемки на мыльницу, используя в качества модели трехлетнюю сестру. Визуально ваши работы очень часто отсылают к стилю начала нулевых. Впечатления от "Sex And The City" со временем остались где-то в подсознании, и, хотя я продолжала ездить в Краснодар, ближайший крупный город, чтобы покупать журналы, желание стать fashion-журналистом подменило увлечение серьезной журналистикой. Кроме того, я стала фанатом хорроров. Сначала пересмотрела всё доступное и известное - "Техасскую резню бензопилой", "Пилу", "Звонок", "Шесть демонов Эмили Роуз", потом узнала, что "Звонок" был снят по франшизе и ударилась в японскую хоррор-культуру. Удивительно, как детские увлечения влияют на жизненный путь: мой визуальный язык как раз сочетает кровавые сцены и fancy-стиль 2000-х. Другое дело, что я периодически опускаю либо то, либо другое. Например, в последнее время я устала от эксплуатации хоррор-сцен в российских рэп-клипах и дала себе слово не браться за стилизацию подобных историй, пока хайп не сойдет на нет. View this post on Instagram A post shared by SELECTED. (@selected.moscow) За кем вы следите из российских и зарубежных коллег? Я подписана на 3784 аккаунта в инстаграме, раньше я следила за всеми. В основном, правда, это касалось не коллег, а дизайнеров, владельцев бутиков и шоурумов — в общем, всех, кто владеет инструментами для моей работы. Я знала всех — даже самых новых и маленьких. У бренда нет еще и 10 подписок, его отметил кто-то из знакомых, а я уже тут как тут. Я быстро поняла, что можно сколько угодно вдохновляться работами коллег, можно вообще не вдохновляться, а тупо копировать, но это всегда будет сложнее, чем следить за происходящим на рынке. Поэтому я намеренно переключаю фокус и не могу выделить отдельных людей, которые мне импонируют. Что становится отправной точкой в начале работы над новым проектом? По большей части я работаю над видео, поэтому отправной точкой, конечно, становится режиссерский тритмент (от англ. treatment — трактовка, обращение, подход — прим. ред.). Как вы обычно собираете первоисточники для работы? Смотрю фильмы, у которых нарратив или визуал совпадают с тритментом, делаю исторические справки, думаю о символах, которые подходят самому герою съемки, ищу доступные для стилизации вещи в городе, собираю всё в один файл, потом делаю примерку на статисте — и добавляю её. View this post on Instagram A post shared by ‪werewolf is my spirit animal (@smo.everyday) Вы работали над самыми разными проектами — на телевидении, съемках клипов, фотосессиях. Что нравится вам больше всего? Если говорить только о стилизации, то мне нравится работать с музыкальными клипами. Здесь больше всего возможностей попробовать что-то новое. Случалось ли вам сталкиваться с недобросовестными заказчиками?Я вообще не помню, были ли у меня заказчики до того, как я начала работать над видео. По-моему, я зарабатывала деньги, ассистируя, потом вкладывала их в свои съемки, чтобы сформировать и донести свой фирменный стиль. На первой же съемке клипа, куда я была приглашена в качестве стилиста для массовки, основной стилист не справился со своей задачей, и я буквально за сутки «спасла», казалось, обреченный на провал костюм селебрити. И, так как заказчиками были серьезные в мире музыкальных видео ребята, мы часто стали работать с ними. Потом они меня посоветовали другим серьезным ребятам. А серьезные ребята, видимо, никого не кидают. То есть я вообще пропустила этап начинающих съемочных команд, которые попадают на деньги — и без средств остаются все. А когда стала работать с такими людьми (потому что порой они предлагают более креативные идеи), у меня уже были ИП, юрист, агент — и я сама стала из тех серьёзных ребят. View this post on Instagram A post shared by ‪werewolf is my spirit animal (@smo.everyday) Работали когда-нибудь бесплатно, ради идеи? На этапе становления я никогда не работала бесплатно. Чтобы делать творческие съемки, я зарабатывала деньги и сама оплачивала производство и любые расходы, которые нужны были для обеспечения результата. Сейчас я уже не хочу бесплатно стилизовать кого-либо по личным убеждениям, но у меня есть другой конёк, на котором я отрабатываю карму. Я постоянно ищу новых креаторов и привожу их в большие проекты. Я бесплатно и от всей души помогаю талантливым людям зарабатывать на их таланте, что, на мой взгляд, очень важно не только для комфорта этих людей, но и просто потому, что кровь в организме должна циркулировать. Даже я по меркам индустрии уже старуха и не должна быть в профессии, меня должны затмить свежие и талантливые ребята, родившиеся после 2000-х. Я очень хочу, чтобы это скорее наступило. А, может, уже? Что самое сложное в работе селебрити-стилиста? Сейчас у меня нет таких сложностей, потому что я выращиваю другие свои проекты и потоково с людьми больше не работаю — нет времени. Но я знаю, что сложно работать на таком маленьком рынке вещей, когда селебрити не хотят тратить деньги на свой гардероб, но хотят выглядеть "дорого". Даже не стильно, а тупо "дорого". Это пошлость какая-то. И тут, конечно, нам всем надо проводить разъяснительную работу. А пока мне звонят менеджеры звезд и жалуются: «Мы вот месяц назад начали работать со стилистом N., он нам принес платье Alexandre Vauthier, потом — платье Alexander Terekhov, а потом, представляете, Bershka какая-то, пожалуйста, поработайте вы с нами». И я понимаю, почему так. Когда-то этот стилист N. сказал, что ему «все всё дают», а на самом деле у него осталось с какой-то съемки платье Alexandre Vauthier, есть какой-то один дружественный контакт в Alexander Terekhov. Но это же не навечно, варианты исчерпаны, остается только Bershka. View this post on Instagram A post shared by ‪werewolf is my spirit animal (@smo.everyday) Что может заставить вас отказаться от поставленной задачи? Отсутствие контакта с режиссером. Если с этим все окей, то я могу снять кого угодно. Даже тех персонажей, которые в нашей снобской тусовке считаются персонами нон-грата. В последнее время вы очень часто работаете с Настей Ивлеевой. Как вы познакомились и нашли общий язык? Мы начали работать дистанционно, когда она улетала в пулы "Орла и Решки". Занятость ее на тот момент (впрочем, как и сейчас) превышала все разумные границы, и она искала стилиста в первую очередь для того, чтобы закрыть хотя бы базовые потребности в одежде. Мы переписывались почти каждый день, а впервые встретились только спустя 3 месяца после знакомства. Есть ли принципиальные отличия у работы с блогером от сотрудничества с музыкантами? Я думаю, что отличия между музыкантом и блогером небольшие, но надо понимать, что Настя — еще и продюсер. Она сама производит весь свой контент, который уже давно не ограничен маленькими роликами с продакшеном "на коленке". Поэтому я с точностью могу сказать, что ее график для многих просто несовместим с жизнью. Я сама работаю над достаточно крупными сторонними проектами помимо стайлинга, после съемки могу поехать на семинар по маркировке товаров легкой промышленности. Поэтому мы легко сошлись на почве маниакальной работоспособности. View this post on Instagram A post shared by ‪werewolf is my spirit animal (@smo.everyday) В своём инстаграме вы недавно писали, что никогда не бываете довольны своими работами. С чем связана эта рефлексия? Я всегда знаю, что я хотела сделать, и что мне дали сделать сроки, бюджеты и заказчики. Несмотря на то, что я прилагаю все возможные усилия, чтобы получить классный результат в любых предложенных обстоятельствах, я могу потом долго думать: "Вот если бы куратор раньше написала письмо в бренд, они бы успели доставить нам тот сэмпл". Представляю, как костюм мог бы выглядеть в идеале. Много думаю в сослагательном наклонении, если это касается работы. Плюс, я не упиваюсь собой и достигнутыми результатами. Мысль «окей, сделано, надо идти дальше» появляется раньше финальной хлопушки. Какие советы вы бы дали начинающим стилистам? Работа стилистом — это колоссальный труд и большой объем коммуникаций, поэтому важно научиться всё структурировать или найти человека, который в этом поможет. Тезисно разложить своё творческое "я" хотя бы на тот период, пока не произойдет внутренних перемен, и браться только за ту работу, которая ваше "я" позволяет выразить. Это поможет начать разговаривать на своем визуальном языке, а клиенту будет понятно, почему со своей задачей он пойдет именно к вам. Ну и никогда себя не жалеть. View this post on Instagram A post shared by ‪werewolf is my spirit animal (@smo.everyday)

"Работа стилистом — это колоссальный труд": Ксюша Смо — о работе с Настей Ивлеевой, копипасте и нулевых
© Harper’s Bazaar