Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Раскрепощенность 100-летней давности: в Самаре открылась выставка о женщинах в 1920 и 2020 годах

Поведение дам, которое в прошлом веке считалось нормой, мягко говоря, шокируют современное поколение. Выставка "20/20: Женский вопрос" (16 +) открылась в самарском "Горький Центре" 25 декабря. Двадцатые годы прошлого и нынешнего века. Они совершенно не похожи друг на друга. Во всем, в том числе и в подходе к вечному "женскому вопросу". Каким был этот подход во времена наших прабабушек, самарцы могут представить себе, придя на эту выставку. "Дорога крылатому Эросу! " Атмосферу тех лет создают экспонаты из фондов Самарского литературного музея - журналы и газеты столетней давности, воспоминания и высказывания современников, выкройки женских одежд, выписки из документов, фотографии, рисунки, кадры из фильмов, образцы городского фольклора ("Комсомольские частушки", изданные в 1923-м). 20-е годы XX века в России были периодом культурных и социальных экспериментов, поиска новых путей - как в общественной жизни, так и в искусстве. И эти поиски заводили в такие дебри, которые мы с трудом можем себе представить. Вот статья от 1921 года , одного из знаковых политиков Советской России раннего периода. Называется она "Дорога крылатому Эросу!". "Семья умирает, она не нужна ни государству, ни людям", - пишет автор. Совсем не безуспешно государство стремилось ослабить влияние института семьи как "буржуазного пережитка". Вот отрывок из рассказа 1929 года , свидетельствующий, к чему это привело: "Девушки легко сходятся с нашими товарищами на неделю, на месяц или случайно - на одну ночь. И на всех, кто в любви ищет чего-то большего, чем физиология, смотрят с насмешкой, как на убогих и умственно поврежденных субъектов". "Отречемся от старого мира! " Молодое советское государство нуждалось в женских рабочих руках на производстве. Тем более что после Первой мировой и Гражданской войн процентное соотношение мужчин и женщин изменилось не в пользу сильного пола. На выставке можно получить представление о том, как в этом направлении работала советская пропаганда, призывая девушек – через публикации в "Работнице" и "Крестьянке" - овладевать профессиями, казалось бы, предназначенными совсем не для дамских рук. В результате одних только женщин-трактористок в 1933 году в СССР было 25 тысяч. Идеи художников-конструктивистов оказались тут весьма кстати. "Современной "моде", меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую по своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм, как прямоугольник, квадрат, треугольник", - писала . Основное внимание уделялось производственной одежде - универсальной, не стеснявшей движений. Этими моделями занимался еще один художник-конструктивист, . А неотъемлемым знаком приверженности революционным идеям стала знаменитая кожанка - их носили и мужчины, и женщины. Изменились не только костюмы. Неузнаваемым стал весь образ женщины. И та, которая не соответствовала ему, наверное, чувствовала себя чуждой в этом "новом дивном мире". Вот датируемая 1924 годом фраза из дневника молодой москвички, дочери мелкого служащего: "Я видела одну девушку - стриженую, в кожаной куртке. От нее веяло молодостью, верой. Она готова к борьбе и лишениям. Таким, как она, принадлежит жизнь. А нам ничего". Кстати, короткая женская стрижка в те годы воспринималась как некий социальный акт отречения от прошлого, старого, рутинного. В дело пропаганды включились и известные писатели. Из материалов, представленных на выставке, мы можем, например, узнать, о поездках по губернии в августе 1923-го нашего земляка Александра Неверова, автора книги "Ташкент - город хлебный". Цель поездок - знакомство с работой женотделов. Существовал утопический проект освобождения женщины от "кухонного рабства". В Самаре он воплотился, например, в возведении Фабрики-кухни. На выставке можно увидеть выписки из документов, по которым создается представление об этом грандиозном конструктивистском проекте. Из "молота-кухни" по трем конвейерам пища доставлялась в "серпы-столовые". Помимо этого, в здании располагались спортзал, читальня и коммунальные службы. Посетителям выставки предлагается поразмышлять о тех изменениях в подходе к "женскому вопросу", которые произошли за сто лет. На мониторе можно увидеть интервью с женщинами (нашими современницами), которые высказываются об этом. А по представленным ссылкам и QR-кодам можно зайти в интернет-пространство и узнать, как в стране обстоит дело с "женским вопросом" сегодня. Дополняют выставку миниатюрные скульптурные композиции на тему социального равенства от группы авторов "Муха".

Раскрепощенность 100-летней давности: в Самаре открылась выставка о женщинах в 1920 и 2020 годах
Фото: СОВАСОВА