"Все в детстве носили эти шубки": хозяйка калининградского секонда — о том, чем нам дорог мутоновый советский леопард

Основательница магазина "Архив" Екатерина Судакова переехала в Калининград из Владивостока. Здесь она открыла свою первую точку и поставила цель — бережно хранить историю вещей. Екатерина рассказала "Клопс", как одеваться в бренды за копейки и почему туристам интересны секонды.

"Все в детстве носили эти шубки": хозяйка калининградского секонда — о том, чем нам дорог мутоновый советский леопард
© Клопс.Ru

— Вы как-то говорили, что Калининград — "овер-секондхендный" город. А почему так вышло?

— Здесь есть все условия благодаря географическому положению — мы находимся между двумя европейскими странами. Сами по себе они не слишком экономически развитые, но в них происходит крупная реализация вещей категории б/у, которые приходят с запада. Великобритании, Франции и Германии, например.

Ещё думаю, что калининградцы — люди очень предприимчивые, есть та самая жилка. Наверное, в 90-е годы стало понятно, что тема с секонд-хендами не только выгодная, но и интересная.

Помню, когда переехала из Владивостока, забила в "2ГИС" секонды и увидела около 167 точек, просто не могла поверить. На такой вроде бы небольшой город есть столько интересных вещей.

— А когда и с чего всё начиналось у вас? Видел пост, что у "Архива" был интересный путь, сложилась своя философия.

— Я практически всегда занималась одеждой. После школы поступила на специальность "Реклама" — быстро поняла, что это совсем не то, и пошла параллельно учиться на художника по костюмам. После начала работать в этом ключе.

Во Владивостоке мне всегда была интересна история с секондами, вещами и их судьбой, но местоположение или какие-то другие факторы не способствовали развитию этой сферы. На город имелась одна комиссионка, всё же это немножко другая вещь.

После переезда в Калининград я заметила, что идея секондов здесь очень распространена. Хотя на мой взгляд, имеющийся формат не слишком удобен. В точках есть безумное количество неподходящих вещей: из ста процентов 99 будут совершенно мимо.

Так и родилась мысль сделать именно селективный секонд: отбирать исходя из эстетических предпочтений. К тому же у меня есть одёжный бэкграунд, из-за чего чувствую и понимаю, что хочется людям. Сначала это был эксперимент. Я снимала отдельную дизайнерскую студию в творческом пространстве ArtCluster — рисовала, шила в своём таком закрытом мирке.

В октябре прошлого года я решила попробовать сделать секонд в открытом помещении, протестировала на своих вещах. Люди приходили с горящими глазами и говорили: "Вау, как классно! А вы давно здесь? Что за проект?". Сейчас это уже больше чем секонд-хенд: мы представляем мерч калининградских художников, а ещё самиздат и линию своей одежды.

— Выходит, селективный секонд — это не тотальная закупка вещей фурами, а кропотливый выбор по своим либо потребительским предпочтениям. А это не слишком затратно?

— Я действительно не закупаюсь мешками, как это делают местные секонды, ведь большинство вещей будут совершенно не в кассу. Я хожу по другим точкам, отбираю... Либо мне пишут подписчики и друзья — присылают фото, отдают на реализацию. Это отнимает и время, и другие ресурсы, но из этого и складывается цена.

— А какую вещь точно не возьмёте?

— Не возьму, например, масс-маркет: H&M, Zara, Topshop. Иногда в руки попадают такие вещи, но это, скорее, исключение. Только если визуально они выглядят очень интересно. Я возьму брендовую вещь, которая отшита хорошими руками, где долго прорабатывали каждый шов.

1. Классный образ для выходных, идём так на новую выставку в галерею или премьеру фильма.

На модели: винтажные джинсы Wrangler, топ-имитация корсета Tchin-Tchin Paris, фланелевая рубашка Ralph Lauren, серьги-сигареты no name.

2. На работу без дресс кода, на рождественскую вечеринку с друзьями.

На модели: винтажный свитер ручной вязки The eagle’s eye, шифоновое платье в горох no name.

3. На концерт любимой группы.

На модели: футболка мерч Metallica, накладной воротничок R.E.D. Valentino, треники Adidas, фланелевая рубашка Ralph Lauren, лаковые ботильоны Primark.

Есть и критерии актуальности: мода существует не просто так. Это совокупность социальных и визуальных запросов. Людям хочется определённые фасоны здесь и сейчас, а не всё подряд. Я ценю имена и марки, за которыми есть какая-то история.

Когда я собираю образ, интересно сочетать вроде бы несочетаемые вещи: если спортивные треники, то обязательно на каблуках; корсет миксую с рубашкой с мужского плеча; легкий шифон — с шерстяным оверсайз свитером крупной вязки. Это даёт новый взгляд на, казалось бы, привычные вещи и пространство для творческой реализации через личный образ.

— Как раз поэтому есть мнение, что секонды сейчас перестали быть местами с демократичными ценами: поношенная вещь может обойтись в цену новинки из масс-маркета. Получается, экономическая привлекательность потерялась? Или нет?

— Нет, это заблуждение. Сейчас вещь, которую можно купить в секонд-хэнде — это может быть супербренд по доступной цене. Вот недавно продала пиджак Baumler, который в московском ЦУМе висит ценником в сорок тысяч, а я продала за 1 200 рублей. Наверное, найти пиджак в масс-маркете за такую стоимость можно, но это будет совершенно другое качество — как исполнения, так и дизайнерской мысли.

Секонды — это всё ещё демократично. Я понимаю потенциал вещей, и вот что странно: какая-нибудь сумка Gucci 80-го года издалась в тираже сто штук, но её стоимость будет ниже новинки этого года. По идее, должно бы быть наоборот.

— Люди ходят в секонды по разным причинам: одним — экономия, другим — эксклюзивный образ, а третьи разделяют идею разумного потребления. Кого в Калининграде больше?

— Я не то чтобы масштабные опросы провожу, но заметить успела: к нам приходят осознанные покупатели. Позицию не проговаривают, это замечаешь в мелочах: после покупки вещь надо упаковать, а они отказываются от пакета.

Эта идея весома и значима сейчас. В секонды приходят люди, которые хотят не просто экономить, но и находить эксклюзив — на тех же сейлах (распродажах — ред.). А мы остаёмся демократичными ко всем.

— Екатерина, вы как-то говорили, что "узнавать историю одежды приносит больше удовольствия, чем её поиск или покупка". Какие были в вашем гардеробе были самые запоминающиеся пополнения?

— Да, мне эта идея, кстати, очень интересна — хочу продолжить её транслировать в соцсетях. В Instagram завела рубрику, открыли её штаны диско-пенс от марки American Apparel. В 2015 году она закрылась, хотя история фирмы была очень интересной. Чем? Во-первых, такие вещи часто подделывают на "Али Экспрессе". Во-вторых, история рекламных кампаний American Apparel: они завязаны на нарочитой сексуальности, никто больше такого не делал.

Я делюсь историей, рассказываю про личность основателя. История вещей интересна тем, что после покупки ты узнаёшь не только про продвижение марки и интересные факты о ней — можно отследить путь, как она попала в твой шкаф.

Особую любовь вызывают советские винтажные вещи. У меня есть мутоновая леопардовая шуба 70-х годов. Я очень хорошо помню, как в детстве все ребята носили эти шубки весом больше их самих. Такие возвращения в прошлую эпоху ценятся больше всего. Советское сейчас очень в тренде: клипсы, заколки из Чехословакии — их нашла на "Авито".

Люди, которые продают винтаж, обычно с большим пиететом относятся к объектам своих коллекций: рассказывают, как ухаживать. Это не из серии: "Я тебе товар, ты мне деньги". Им интересно, они бережно передают часть истории.

— А часто удаётся узнать всё о вещах или это, скорее, редкость?

— Нечасто. Если это блошиные рынки или покупки с "Авито", то есть возможность. Когда это вещь из секонд-хенда, куда она попала в мешках, то сложность увеличивается — нужно проводить самостоятельную работу. Изучаю бирку, гуглю про марку, пытаюсь понять год создания и анализирую контекст, что было актуально в то время.

Это безумно интересно. Особенно, когда приходят ребята, которые также стремятся узнать — выкладываю всё.

— Сами секонды сейчас даже выглядят по-другому: привычные маленькие тёмные подвалы теснит светлое пространство, где можно поболтать, почитать и даже поесть. А что ещё?

— Важно быть местом притяжения людей, их коммуникации, создания сообщества. Чтобы была возможность выходить за рамки непосредственных продаж. Конкретно мы находимся в творческом пространстве: можно прийти не только в "Архив" за вещами, но и попить кофе или съесть сэндвич, сделать фото.

Недавно делали вечеринку: устроили декабрьскую распродажу под концерт и диджейские сеты. Да, это всё выходит в какой-то образ жизни людей, которым нравится и шоппинг, и отдых. Оттуда же появился мерч местных художников: идея сообщества невозможна без какой-то творческой работы. Это уже выход на уровень выше секонд-хенда — одно классно поддерживает другое. Здорово, что есть этот путь.

— Аудитория по возрасту, наверное, больше молодая...

— Конечно, чаще всего приходит молодёжь. А если не они, то туристы. Это, кстати, то направление, которое хочется развивать. Гости города бывают совершенно разношёрстными по возрасту.

Почему интересно делать секонд-хенд в Калининграде, несмотря на перенасыщенность ими? Новые форматы. Вот ребята приезжают из Москвы и говорят, что даже у них нет таких пространств. Им интересно посмотреть, они заряжаются идеями.

— Если даже в Москве секонд-культура почти не развита, то откуда мы черпаем вдохновение? Смотрим на Европу?

— В плане визуальной подачи, мне кажется, у нас всё-таки российский путь. Если возвращаться к любимым советским вещам — это то, чем мы можем отличаться. В Союзе классно была развита лёгкая промышленность, мы тоже можем что-то привнести.

Не буду лукавить: весь селективный секонд пошёл из перенасыщенного барахолками Парижа. Как раз там — хотя я не была, но много слышала — можно найти массу эксклюзивного: целые полки с переделанными, дополненными вещами. Это другой уровень, обороты, а мы немножко ещё нагоняем.