Самаркандский театр «Эл-Мероси»: место, где играют костюмы
У каждого века не только свои нравы, но и наряды! В Самарканде есть театр «Эл-Мероси», где главные «действующие лица» – одежда и парадные костюмы различных эпох. В спектакле именно ткани, фасоны и вышивка рассказывают историю вечного города.
Самарканд – ровесник Рима. Во все времена своей истории был центром торговли и политики. В древности он именовался Мараканда. Следы самого раннего периода существования этой среднеазиатской столицы до сих пор хранит городище Афрасиаб. Руины – все, что осталось от древнего города после Чингисхана. При Тимуридах Самарканд снова расцвел. Но не только архитектурное наследие или археологические находки Афрасиаба могут ярко и наглядно показать жизнь, какой она была, например, во времена Александра Македонского или в Средние века.
В одежде, которую носили люди прошлого, был какой-то свой особый, культурный код. Ткани, вышивка, фасон – все это могло рассказать не только о человеке, его месте в обществе, но и в целом о народе, который он представлял. В некотором смысле именно одежда стала отражением времени и людей. И в этом Самарканд – город Великого шелкового пути – место с уникальнейшей палитрой, сохраненной в современных адрасах, атласах и шелках, которые по-прежнему актуальны в повседневной одежде.
Из-за выгодного географического положения Самарканд уже на заре новой эры привлекал торговцев, купцов, путешественников, философов, музыкантов. Романтики и поэты называли этот город «Ликом земли», «Жемчужиной Востока», «Римом Востока». Этот город видел, как зарождались и умирали цивилизации, а им на смену приходили новые правители. И все это отразилось в спектаклях самаркандского театра.
«Наш театр исторического костюма носит название «Эл-Мероси», – говорит Армида Назарьян, научный руководитель театра. – У названия арабская этимология, в переводе означает «народное наследие». Ни для кого не секрет, насколько велико, богато и эклектично наследие Самарканда. Речь идет об историческом, культурном, артистическом потенциале этого вечного города. Возрождая и демонстрируя костюмы различных исторических эпох, мы приглашаем зрителя погрузиться в чарующую атмосферу древнего и величественного Востока».
Представление театра исторического костюма поделено на 12 эпизодов. Начинается с глубокой античности, когда территорию современного Узбекистана населяли племена восточных скифов – саки и массагеты. Воссоздание ранних периодов истории оказалось наиболее проблематичным для конструкторов.
«Сложно было воссоздавать костюмы наших восточных скифов – это саки, массагеты, – комментирует Армида Назарьян. – Это глубочайшая древность. Они были лучниками, воинами. Мы по крупицам собирали информацию, чтобы сшить костюмы».
В VI веке до нашей эры Самарканд был частью мощной персидской империи Ахеменидов, которая фактически перекроила всю политическую карту Востока. Этот период истории также отражен в шоу.
«Создавая наши костюмы, мы опирались на множество исторических документов, брали за основу наскальные рисунки, надпись на Бехистунской скале, свидетельства древних историков, – говорит Армида Назарьян».
Фото: Дмитрий Ходаковский (Костюм Роксаны, жены Александра Македонского)
Важная глава в истории города и в целом современного Узбекистана – Согдиана (начало I тыс. до н.э. – IX век). Самарканд был столицей этого древнейшего из государств. И очень важным торговым посредником между двумя великими империями – Персидской и Китайской. Во время своего военного похода в Среднюю Азию Александр Македонский укрепил свое положение среди согдийской знати, женившись на Роксане, дочери местного вельможи. И Мараканда (в те времена так назывался город) стал одним из оплотов его империи.
С развитием торговых связей крепли и культурные. Все это, конечно же, отражалось в тогдашней моде. Но как именно одевались люди доисламской эпохи? Тут большим подспорьем для реставраторов костюмов времен Согдианы стали фрески (VII-VIII веков), обнаруженные в 1965 году во время раскопок городища Афрасиаб.
«Согдийский царь Вархуман повелел своим придворным художникам создать так называемый «зал послов» (прим. – Фреска экспонируется в Музее истории Самарканда «Афрасиаб»). На стенах изображены послы, приходящие к Вархуману с разных частей света с тем, чтобы поздравить его с восшествием на престол и наладить с ним дипломатические отношения, – комментирует Армида Назарьян, научный руководитель театра исторического костюма. – На этих фресках очень отчетливо сохранились костюмы той эпохи. На некоторых можно разглядеть изображения сакральных животных, связанных с культом жертвоприношения. Вот эта фреска и послужила источником для воссоздания костюмов зороастрийской эпохи».
Фото: Дмитрий Ходаковский (Фрагменты фресок (7-8 века), украшавших дворец согдийского правителя Вархумана)
Один из ярчайших эпизодов шоу, впрочем, как и в истории Узбекистана, период правления династии Тимуридов. Тогда Самарканд был столицей империи Тамерлана и будоражил воображение гостей своей роскошью и архитектурными масштабами. Это было время расцвета торговли, ремесел и науки. В спектакле показаны костюмы XIV-XV веков. Зрители могут увидеть, какую одежду носили царедворцы, а также сам Амир Тимур и его жена Биби Ханум.
«Прежде чем начать воссоздание этих костюмов, конечно же, изучалось огромное количество исторических документов, хроник, описания историков, современников Амира Тимура, – говорит Армида Назарьян. – В конце XIV века с дипломатической миссией в Самарканд приходит испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо. Он жил при дворе Тимура и вел дневник, в котором подробно описывал быт, обычаи, праздники и, в том числе, костюмы. Именно эти дневники послужили для нас весьма ценным источником. Мы черпали информацию оттуда, касательно «тканей сверкающих». По великому шелковому пути торговцы приносили сюда лучшее: шелка, бархаты, парча. И все это применялось в костюмах, которые стали отражением той великой эпохи».
Фото: Дмитрий Ходаковский (Подпись к фото: Костюмы 14-15 веков. Эпоха Тимуридов)
Кульминацией же представления стала самобытная узбекская свадьба. Удивительно, но ее обряды, сформировавшиеся еще в период позднего средневековья, сохранились до наших дней. И если повезет, туристы могут стать свидетелями этого впечатляющего действа. Например, увидеть на улицах города обряд «Ёр-ёр», во время которого близкие жениха и невесты зажигают над головой новобрачных факелы и поют особую песню.
«Традиция уходит своими корнями глубоко в доисламскую эпоху, когда доминирующей религией здесь был зороастризм, – комментирует Армида Назарьян. – Считается, что огонь обладает очищающей силой. И чтобы молодые были счастливы, над ними несут факелы, чтобы все плохое их миновало и новобрачные вступили в семейную жизнь чистыми, потому что огонь забирает все плохое. Любая свадьба, проходящая здесь, сопровождается этим обычаем».
Всего за историю театра, а началась она в 2005 году, создано более двухсот костюмов. Но не одеждой единой достигается особая аура шоу. Национальные музыкальные инструменты и восточные попурри, а также традиционные танцы – все это формирует общую картину и задает настроение, присущие изображаемой эпохе. Создатели театра исторического костюма считают, что их спектакли – один из способов привлечь не только туристов, но и местную молодежь, к истории страны, ее культуре и этнографии.