В музее-усадьбе Останкино рассказали о бальном веере
На официальной странице Московского музея-усадьбы «Останкино» в социальной сети Facebook хранитель коллекции вееров Ирина Ефремова рассказала о веере карнэ-де баль. «Отправляясь на бал, каждая дама брала с собой специальный бальную книжечку для записи имен кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Такие записные книжечки назывались по французски „carnet de bal“ (карнэ-де баль), то есть „бальный блокнот“. В России бальные книжечки также называли „агендом“. Правила хорошего тона требовали непременной записи танцев в карнэ, но считалось неприличным показывать свою книжечку, заполненную именами кавалеров, дамам, получившим мало приглашений. Бальные книжечки носили прикрепленными ленточкой или цепочкой на поясе платья. Как и веер, изящные карнэ-де баль демонстрировали социальный статус и тонкий вкус их обладательниц. Оправа пластинок выполнялась из драгоценных металлов и богато украшалась орнаментом, вензелем или гербом владелицы. Как правило, листики carnet de bal, раскрывавшиеся наподобие веера, были изготовлены из тонких до блеска отполированных пластинок слоновой кости, и потому записи, нанесенные маленьким карандашиком, можно было легко стереть, чтобы воспользоваться им в следующий раз. Другой разновидностью карнэ были миниатюрные книжечки с обложкой из перламутра, черепахи, рога или ценного дерева. К каждому балу в обложку вкладывались новая крохотная бумажная тетрадочка. К концу XIX столетия карнэ стали гораздо проще — это уже могли быть недорогие бумажные блокнотики, которые выдавали всем желающим в начале бала. В то же время в употребление вошли простенькие одноразовые бумажные веера-карнэ. Прикрепленный к ним карандашик после записи на бумажном экране можно было убрать в специальное гнездо, вырезанное в деревянной оправе», — рассказывает Ирина. Ознакомиться с информационным постом можно по ссылке.