Войти в почту

о причинах игнорирования большей частью молодой аудитории акций оппозиции

«Накануне протестной субботы в сети TikTok шла масштабная и, очевидно, спланированная кампания по накачке этой самой школоты. Её прямо призывали выходить и сказать, кто здесь власть. И дети вроде бы даже и собирались выходить. Но… не вышли. То есть кто-то, конечно, вышел. Но совсем не в тех масштабах, которые ожидались».

Оценка численности любых уличных мероприятий — это вопрос веры, а не статистики. Каждый считает в свою пользу, поэтому итоговые цифры могут отличаться на порядок. Да и нет никакого особенного смысла оценивать эту численность, если по окончании мероприятия все расходятся по домам.

Но бывают качественные характеристики, которые привлекают особенное внимание наблюдателей. Например, процент участия несовершеннолетних (так называемой школоты). Конечно, процент этот тоже очень условный и его нельзя подсчитать. Однако по «картинкам с выставки» всё равно видно — вспомните ту самую Олю Конституцию (Где она, кстати, теперь?).

Так вот, на мероприятиях 23 января никакой школоты не было. И даже на картинках специально настроенного одиозного фотографа Фельдмана мы не видим того, что видели в 2017 году, когда количество школоты составляло чуть ли не половину от вышедших на улицы.

Обсуждать этот странный конфуз в среде сочувствующих комментаторов теперь как-то не принято. Разве что Леонид Волков признал, что молодёжи действительно вышло мало — и только.

А ведь накануне протестной субботы в сети TikTok шла масштабная и, очевидно, спланированная кампания по накачке этой самой школоты. Её прямо призывали выходить и сказать, кто здесь власть. И дети вроде бы даже и собирались выходить. Но… не вышли. То есть кто-то, конечно, вышел. Но совсем не в тех масштабах, которые ожидались.

Ожидания между тем были самые неприятные. Силовики и всякие ответственные люди делали пугающие заявления. По родительским чатам распространялись грозные предупреждения. Говорят, в некоторых школах даже придумали какие-то мероприятия, требующие присутствия непременно в субботу.

Конечно, наверняка сработали и предупреждения в чатах, и вот эти вот субботние занятия. Родители просто не пустили детей под дубинки. И всё равно бывают дети, которым ни родители, ни учителя не указ. И они не пришли тоже. Массово не пришли.

Что-то изменилось в тех детях за последние три года. Во-первых, конечно, это уже совсем не те дети. Те дети, которые выходили в 2017-м, выросли и теперь проходят по иной возрастной категории. И кстати, вполне возможно, что они как раз и выходили. А вот те, что как раз подросли до возраста тех, которые были в 2017-м, — они другие. Про них хорошо было сказано у меня в комментариях в Facebook: «Это как показывать порнографию новорождённым. Вроде бы ничего хорошего, но эффект нулевой». Точнее не сформулируешь.

Поколение тиктокеров воспринимает мир как один большой челлендж. Значение имеет только то, что можно снять и выложить.

Картинка должна быть красивой. Когда винтят всех — бессмысленно выкладывать, как винтят тебя. В этом нет эксклюзивности и уникальности. И не будет просмотров. А вот когда прыгаешь на машину ФСБ — то тогда да, будут просмотры. А вместе с просмотрами будет уголовное дело. Тут уж каждый выбирает, чего хочет. Можно сделать себе дома машину ФСБ из картона и прыгать на неё. Но уже без уголовного дела. В этом есть выбор.

«Революцию сейчас делает не выход, а хештег», — написали в другом комментарии у меня в Facebook. Это та новая реальность, которой не ожидали ни администраторы внутренней политики, ни силовики, ни сами трибуны, ещё три года назад выводившие на улицы детей из YouTube. Почему? Да потому что в YouTube основная масса людей — это зрители. А в TikTok все в некотором смысле авторы. А у авторов творческие планы. Свои, а не те, которые им пытаются навязать непонятные пожилые люди с хроническими заболеваниями, почему-то называющие себя «молодыми политиками».

Из этого, конечно, совершенно не следует, что можно расслабиться. TikTok как был сферой неведомого, так ей и остаётся. Мы лишь на одном примере увидели, что его мобилизационные возможности ограниченны. Но кто знает, что будет дальше, — быть может, мобилизаторы смогут подобрать ключ. А быть может, мода на TikTok просто пройдёт. Но важно понимать одну простую вещь, которая стала очевидна теперь, хотя задуматься о ней стоило и в 2017-м. Мы безнадёжно устарели в глазах тех, кто сотрёт нас с лица земли. Причём устарели все — как администраторы внутриполитических процессов, так и опостылевшие трибуны, меняющиеся гораздо реже, чем те же самые администраторы.

А свято место, как говорится, пусто не бывает. И главный вывод, который стоило бы сделать из провала мобилизационной кампании в TikTok, — это готовность пустого места принять в себя какого-то нового лидера. Разумеется, инерционность проекта «Навальный» ещё не исчерпана и какое-то время он будет замедляться, пока окончательно не остановится. Но, во-первых, это движение уже на запасные пути. А во-вторых, козырей у него в рукаве больше нет.

И раз такое дело, то хорошо бы присмотреться к ландшафту.

Хотя кто его знает — быть может, новая реальность как раз не нуждается в лидерах. Или же эти лидеры обладают какой-то другой, неведомой нам природой.

И всё же рискну предположить, что традиционная форма уличного протеста себя исчерпала. И в самое обозримое время на встречу с полицией будут выходить только придурки в высоких кожаных ботинках, которые просто любят подраться.

А остальные займутся хештегами.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.