Креативный продюсер Александра Бессонова — о работе в Калифорнии, умении выжить в кризис и стать лучше
Жить в солнечной Калифорнии и работать в fashion индустрии — это ли не мечта любой девушки. Александра Бессонова 5 лет работала продюсером на российских федеральных каналах, после чего переехала в Лос-Анджелес работать над fashion-проектом. Продюсирование помогло ей не только находить подход к любому человеку, но и самостоятельно принимать решения. — С чего начался ваш карьерный путь? — Я родилась в Москве, в семье инженеров. Технические специализации меня никогда не привлекали, наоборот всегда тянуло в путешествия, исследования чужих культур, расследования. Я решила учить иностранные языки и поступила в Лингвистический Университет (МГЛУ). На втором курсе я познакомилась с известным российским журналистом и заведующим кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ, Николаем Карловичем Сванидзе. Он предложил мне присоединиться к его студентам и пройти практику на телеканале Россия 24. Мир новостной редакции казался мне всегда космическим кораблем — тут была и политика, и культура, и наука, мы прыгали из темы в тему каждые полчаса. Я начала работать «в полях», записывать интервью. Космонавты, ученые климатологи, дипломаты — такой круг знакомств в 18 лет взорвал мой мир. Через год я ушла на телеканал Москва 24 и продолжила карьеру продюсера. Я увидела, что продюсирование может быть общественно важной работой, так как продюсер выбирает куда будет поворачиваться камера или какие интервью попадут в финальный монтаж. Возможность находить важные истории и делиться ими, давали такой адреналин, что я совмещала работу и учебу и спала по 5 часов в день. К тому же продюсирование — это всегда про команду, ведь задача продюсера подобрать людей, связать все вокруг, чтобы достичь нужного результата. Я получала огромное удовольствие, работая с международными командами профессионалов, видя как каждых вносит свой уникальный вклад в развитие проекта или истории. — Расскажите про свой первый проект. — После почти восьмимесячной стажировки на Москва 24, я получила должность оперативного продюсера. 7 дней в неделю я разрабатывала новостные истории, вела репортеров в прямом эфире, монтировала сюжеты. Во всех редакциях я была единственным продюсером с тремя иностранными языками, что помогало работать над топовыми темами и соответственно двигаться вперед профессионально. Возраст всегда был непростым моментом на работе, замещая начальника отдела я не раз сталкивалась с замечаниями коллег, о том что я слишком молодая, чтобы их контролировать. Когда я пришла на РЕН ТВ, старшим международным продюсером в «Добров в эфире» мне был 21 год. Там работали мастодонты своего дела, которые в самый первый день рассказывали, как лично пережили «Захват НТВ». Урок, который я вынесла — эйджизм не имеет отношения к уровню твоего профессионализма. Я уверяла себя не бояться и браться за сложные задачи. Я работала быстро, знала как найти новые международные источники, умела забраться в самые далекие каналы веб пространства, а главное юношеский максимализм брал свое — я могла организовать перевозку журналистов через закрытую границу или взять за 2 часа интервью американского сенатора в другом конце света. Когда ты честно вкладываешься в результат и развиваешь свои навыки, которых нет у остальных, то не важно какой у тебя пол, раса и возраст — команда уже не может обойтись без тебя. — Что для себя лично, вы считаете главным достижением? — Самое приятное в продюсировании для меня — видеть как мои проекты приносят реальные изменения в жизни других людей. После телевидения, на несколько лет я с головой ушла в онлайн-образование и разработала курсы для Сбербанка и института Стрелка. На базе Стрелки была создана онлайн-школа городских предпринимателей Vector, один из курсов, который там я продюсировала, был посвящен экскурсиям. Студенты искали неординарные темы, разрабатывали маршруты и собственный бренд. Когда курс вышел, к нам обратилось несколько администраций разных городов России — они нашли в курсе инструмент вовлечения местных сообществ в городские инициативы. Так, в Саратове прошел фестиваль «Городские выходные», частью которого стали бесплатные экскурсии по городу для всех желающих. То, что благодаря урокам жители Саратова смогли найти вдохновение в городе и создать новые смыслы — особенно важно для меня, как продюсера курса. Поэтому главным достижением я считаю, продолжение жизни своих проектов в делах других людей, кто с ними взаимодействовал — будь то репортаж, онлайн-курс, документальный фильм или fashion campaign. — Как работа на российских ТВ-каналах помогла в работе с fashion проектами? — Как продюсер, я не ограничиваю себя одним направлением. Мне нравится работать в разных индустриях — кино, мода, образование, новости. Кажется, что из каждого проекта я переношу опыт в следующий, и оттого, что они находятся в разных плоскостях, результат только лучше. Российские телеканалы и новостная среда научили меня оперативно подходить к любой задаче, быстро искать ресурсы и привлекать к сотрудничеству людей с нулевым бюджетом. На примере fashion проекта, я знаю, как оптимизировать время съемки и координировать работу моделей в одной студии так, чтобы за день отснять лукбук, видео и продуктовые фотографии для 120 вещей. — Откуда появилась идея создания проекта Perfect Number и почему такое название? — Я всегда хотела расширить свой рабочий опыт и найти новые проекты за пределами России. Возможность жить в новой культуре, казалась мне таким же преимуществом как и знание иностранных языков. Так я уехала в Америку. Сначала жила в Сан Франциско, а потом уехала в Лос Анджелес, где начала работать с культурной платформой Perfect Number. Это одновременно и бренд одежды, и онлайн медиа. Название «Perfect Number» — своеобразный ироничный ответ диджитал-эпохе, в которой все одержимы совершенством. Совершенное число — математический термин. Мы хотели сказать, что в этом мире совершенными являются только числа. Можем ли мы остановить эту погоню за идеальностью и просто показывать себя такими, какие мы есть? Моя подруга и сооснователь бренда Яна Сосновская злилась из-за несправедливого отношения к женщинам и мужчинам в обществе. Почему, если ты женщина, то должна выходить замуж вместо того, чтобы заниматься карьерой? Мода казалась ей идеальным направлением, чтобы высказаться, потому что в последнее время она стала очень политической. Я присоединилась к команде как креативный продюсер и операционный директор. За два года мы выпустили четыре коллекции, два кампейна, которые опубликовали в Vogue, Dazed, WWD, Metal и других крупных медиа. Сделали более 60 интервью, собственный диджитал фестиваль и даже привезли арт-инсталляцию в Берлин. Я помогала реализовывать наши креативные идеи, собирая партнеров по всему миру, а также углубилась в операционные процессы самой компании — строила внутренние департаменты, календари, онлайн магазин. Пандемия довольно больно ударила по бизнесу. Зимой 2020-го у нас начались сбои в развитии и производстве — ткани, пуговицы и застежки, другие элементы отделки не могли доставить из Европы и Азии в Лос-Анджелес. В Америке уровень безработицы подскочил до 6,8%, что в два раза выше, чем до кризиса. Рынок замер на какое-то время, и нам, как и всем остальным брендам пришлось думать, как жить дальше. Мы экспериментировали с KOC (key opinion consumers) и собственной командой, чтобы тратить меньше на продвижение и делали фичеры про креативность во время карантина. Глянцевый образ жизни, характерный для многих инфлюенсеров, сегодня уже не вызывает ничего кроме раздражения у людей, пронизанных тревогой и неопределенностью. Сегодня покупатели хотят как никогда чувствовать себя частью сообщества, и мы искали новых героев, с которыми люди чувствуют больше связи. Чтобы уйти от сезонности и погони за новизной, готовились к выпуску коллекции, совмещающей стили из предыдущих сезонов с новыми моделями, сделанными из переработанных тканей. Все это помогло бренду, и наши продажи поднялись из пепла пандемии. — Что бы вы посоветовали людям, которые боятся менять привычную деятельность, превращать увлечение в работу? И для тех, кто решился и сейчас проходит начальный этап, составляя бизнес-проект. На что сделать акценты, учитывая ситуацию в мире? Как не бояться создавать свое дело в кризис? — Ваша жизнь — только в ваших руках. Чтобы не жалеть об упущенных возможностях, придется рискнуть и перестать плыть по течению. Если вы хотите изменить индустрию или заняться чем-то с нуля, лучший совет — подготовьтесь. Невозможно создавать новое или браться за неизвестное, если вы постоянно боитесь за собственное выживание. Накопите деньги, так чтобы хотя бы полгода-год не переживать о базовых расходах, рассчитайте риски, спланируйте свою работу и привлеките правильных людей. Конечно, поначалу для вас повсюду будут неразрешимые на первый взгляд проблемы — вы просто должны учиться решать их по ходу дела. Ваша способность к обучению напрямую влияет на то, насколько успешным окажется ваш будущий проект. Еще один совет — не носитесь со своей идеей как с писаной торбой, не считайте ее совершенной. Подвергайте ее конструктивной критике, проверяйте на практике, цените любую обратную связь. Первоначальная идея обеспечит только 5% вашего успеха. Рыночные возможности, команда и соблюдение поставленных сроков сделают все остальное. Кризис, как говорят, время возможностей. Сегодняшний рынок в поиске новых смыслов, новых продуктов. У людей возникает совершенно новый запрос на услуги, так к примеру мы все видели как подскочили акции Zoom и Amazon за 2020 год. Зеленые компании, онлайн образование и велнесс, компании в секторе sustainable продуктов питания, cloud kitchen — вот лишь немногие индустрии сегодня, где так остро необходимы подрывные технологии. — Назовите 5 принципов, на которых строится ваша карьера, к чему вы пришли лично. Less is More. Критически подходите к брифу и старайтесь кристаллизовать суть каждого проекта. Чем чище ваша идея, чем точнее элементы, тем выше будет эффект. Не бойтесь задавать тысячу вопросов. Не бойтесь задавать самые наивные вопросы. Не бойтесь неудобных вопросов. Вопросы — ключ к развитию любой истории. Сбалансируйте креатив и технические задачи. Готовьте все документы заранее и максимально точно, проигрывайте в голове и на бумаге сразу несколько вариантов. Как продюсер могу сказать, что только держа под точным контролем все технические и финансовые вопросы, вы можете управлять креативными решениями. Команда — самое ценное в проекте. Заботьтесь о том, чтобы те с кем вы работаете всегда чувствовали себя комфортно и в безопасности. Их мотивация — успех вашего проекта. Знайте свое место силы. В работе невозможно постоянно отдавать. Не забывайте, что вам самим нужно периодически переключаться и отправляться в места отдыха и вдохновения.
Пушистые туфли: необычный образ от Екатерины Варнавы