Войти в почту

Как провокация и части тела помогли французу стать легендой фотографии

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка одного из самых влиятельных фотографов ХХ века Ги Бурдена. Ученик такого классика, как Ман Рэй, француз начал свою карьеру в 1950‑х — и за следующие три десятилетия произвел настоящую революцию в съемке моды, рекламы и коммерческой фотографии.

Как провокация и части тела помогли французу стать легендой фотографии
© BigPicture.ru

Его снимки хранятся в коллекциях институций уровня Музея Виктории и Альберта в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке — и на выставке в Москве представлено более 50 самых знаменитых его работ. Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» идет в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер до 17 мая.

Родившийся в 1928‑м Ги Бурден обучился фотографии, когда в конце 1940‑х служил во французских ВВС. В начале следующего десятилетия он, увлеченный сюрреализмом, по легенде, неоднократно обивал пороги студии классика этого течения в фотографии Ман Рэя — и неоднократно получал от ворот поворот, пока в какой-то момент тот все же не впустил настойчивого молодого человека в свою мастерскую, а затем и вовсе не взял над ним шефство.

Влияние Ман Рэя, ветерана нескольких революционных для искусства ХХ века течений — от дадаизма до сюрреализма — Бурден пронес с собой через всю карьеру в фотографии. Причем проявлялось оно не только и не столько в манере выстраивать пространство кадра или нарратив для серии снимков, но и в самом подходе к своей работе: классик предоставил Бурдену личный пример абсолютной творческой свободы, которой фотограф отказывался поступаться даже на многочисленных коммерческих проектах.

Свою первую съемку для Vogue Бурден провел еще в 1950‑х — шокировав публику фотографиями моделей в антураже парижского мясного рынка. В редакцию немедленно посыпались письма возмущенных обывателей — что не помешало сотрудничеству журнала и Бурдена продлиться еще более трех десятилетий.

Модель Николь Мейер так рассказывала об этом снимке, являющемся одним из самых известных в портфолио Бурдена:

«Ги щелкнул меня на Полароид на мосту Майами и попросил держаться прямо напротив его объектива, а потом повторить то же самое, но сидя на корточках. При помощи графического воздействия «картинка в картинке» будто оживала на разворотах — читатель мог открыть и закрыть мои ноги, просто перевернув страницы». Фирменный стиль Бурдена — гипертрофированно яркие, драматически, почти театрально срежиссированные снимки моделей, а нередко и одних лишь частей их тела, как будто отделенных от своих обладательниц, — надолго пережил и рекламные кампании, и журналы, для которых они производились. Бурден в своем творчестве наследовал не только работам других фотографов, но и литературой, кинематографом, классическим и современным искусством. Среди самых очевидных источников его вдохновения — фильмы Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока, картины Рене Магритта или, как на этом снимке, Эдварда Хоппера. Он настойчиво отказывался от того, чтобы представлять свои снимки в галерейном пространстве, предпочитая быстротечный и скоропортящийся медиум рекламного разворота в журнале. Он даже присылал свои снимки редакторам с четкими указаниями насчет того, где именно на полосе они должны быть расположены. «Ги Бурден очень молод. Это уже играет ему на руку. Я не могу сказать, что у Бурдена есть что-то важное, чтобы показать нам. Я не люблю делать комплименты. Тем не менее, я могу подтвердить, что Ги Бурден стремится к тому, чтобы быть больше, чем просто хорошим фотографом», — говорил о своем ученике Ман Рэй, влияние которого хорошо заметно на этом снимке. «Мои изображения — всего лишь случайности. Я не режиссер, а просто посредник случая», — говорил Бурден. Смотрите также: Портреты в гармонии с природой от Джона Баутиста, Женские силуэты Анеты Ивановой, Моника Белуччи, Памела Андерсон и еще 5 знаменитых женщин с гигантским размером ноги