Войти в почту

В Казахстане в моду вошла национальная кожаная обувь

В Казахстане все больше модников предпочитают национальную кожаную обувь. Такие сапоги носили еще несколько лет назад. Они не только спасали от зимних холодов в степи, но и помогали удержаться в седле. Почему сейчас к ним такой интерес – выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Салмина.

В Казахстане в моду вошла национальная кожаная обувь
© Мир24

Если бы не высокие сапоги, ноги были бы стерты в кровь. Без такой защиты в жамбы ату не обойтись. Это национальная стрельба из лука, где мишень нужно поразить верхом на коне.

«По условиям турниров мы должны быть в национальных костюмах. И сапоги вот такие, конечно, надеваем. Они из натуральной кожи, легкие. Ноги дышат и не болят. Ну и в стремени нога в безопасном положении», – рассказывает мастер спорта по жамбы ату Саян Кыстаубаев.

Сапоги «коксауыр» классического кроя. Культуру предков в них выдают разве что орнаменты. А кочевники много ходили в степях по бездорожью. Чтобы не спотыкаться и не падать, придумали особую обувь.

Сейчас сапоги с изогнутым носком шьют только на заказ. Сначала детали рисуют по лекалам, затем вырезают и сшивают. Проработать каждый изгиб и узор. В древности казахские мастера справлялись без клея и машинок. Причем, правого и левого сапога не было. Обувь периодически переодевали с одной ноги на другую. Так они почти не снашивались и дольше служили.

«Наши, я думаю, от силы пять-десять лет, а которые дедушки наши делали, они-то лет 20-30, наверно, носили. Сейчас технология совсем другая, у нас кожа тоненькая, раньше была толстая кожа», – объясняет дизайнер, директор швейного цеха Асель Омурбекова.

Это уже последний этап в работе затяжка. Мастеру придется трудиться около шести часов.

«Здесь его надо растягивать, чтобы он лег по форме, по своей форме. Это дольше и усилий больше уходит», – показывает затяжчик обуви Акижан Жанжигитов.

Всего у мастеров на одну пару сапог уходит два дня. Обувь еще должна сесть и высохнуть. Но ради эксклюзивного изделия из натуральной кожи стоит подождать, говорит Асель Омурбекова. На стеллажах ее магазина почти сотня пар. Мокасины, туфли, балетки, ботильоны. Каждую модель придумала сама.

«Эти красные сапоги купила посол Индонезии, мы были на выставке в Астане. Вот она влюбилась и купила себе», – говорит дизайнер, директор швейного цеха Асель Омурбекова.

А еще пять лет назад Асель стеснялась продавать свою обувь. Над ней смеялись из-за того, что дизайнер использовала национальный орнамент. Но она знала: скоро этно-сапоги полюбит весь Казахстан. И национальный колорит снова в моде. А в ее мастерской шумно, как на базаре.

Обувь Асель Омурбековой с удовольствием носят и знаменитости. Например, в туфлях, которые она изготовила, выступает певец Димаш Кудайберген, а ботильоны с орнаментами носит народная артистка Роза Рымбаева.