От вершин фармбизнеса — к уголовному делу о взятках. Что известно о задержанном Борисе Шпигеле?
Глава группы «Биотэк» Борис Шпигель ожидает процесса о мере пресечения. В понедельник, 22 марта, его увезли в больницу прямо из здания суда — обострились проблемы с сердцем. Защита со слов врачей заявила, что у Шпигеля коллапс на фоне хронической сердечной недостаточности. Заседание пришлось перенести. Шпигеля обвиняют в даче взятки губернатору Пензенской области за предоставление преимущества при госзакупках.
В цепочке передачи взяток, по мнению следствия, было шесть человек. Главных фигурантов два. Это губернатор Иван Белозерцев и бизнесмен Борис Шпигель. По версии обвинения, он дал взяток губернатору на 31 млн рублей — деньгами, машиной и часами. Губернатора уже отправили в СИЗО на два месяца, а заседание по Шпигелю прервалось, толком не начавшись: 68-летнего бизнесмена увезли на скорой.
Шпигель — фигура фактурная и с богатой биографией, он легко затмевает прочих фигурантов. В политику Шпигель попал в 2003-м, когда не смог баллотироваться в Госдуму, пошел сенатором от Пензенской области. В Совфеде пробыл целых десять лет, выступал за плотное сотрудничество с Израилем, вносил законопроект, ужесточающий наказание за отрицание Холокоста. После ухода из политики возглавил движение «Мир без нацизма» и Всемирный конгресс русскоязычного еврейства.
В бытность сенатором Шпигель подвзязался в шоу-бизнесе: был продюсером Николая Баскова, при этом певец на протяжении семи лет приходился ему зятем — был женат на его дочери Светлане. Правда закончилось все ссорами и разрывами контрактов.
Главный же актив Шпигеля — группа «Биотэк», которая с годами выросла в одного из крупнейших фармдистрибьюторов России, говорит главред объединенной редакции газет «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» Полина Звездина:
Полина Звездина главред объединенной редакции газет «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» «Биотэк» — один из крупнейших поставщиков на рынке госзакупок у нас в России и один из старейших. Компания была образована в 1991 году. И, собственно, Борис Исаакович Шпигель оказывал серьезное влияние на этот рынок в принципе все эти годы. И то, каким сейчас является этот рынок, это в том числе и его заслуга. Последние годы компания в основном специализировалась именно на госзакупках. Помимо этого у компании есть производственные активы. До 2016 года был крупный завод как раз в Пензенской области, из-за которого в общем-то все это сейчас и началось. Все было продано фармацевтической компании Sun Pharma. Но еще оставались здесь другие производственные мощности, в том числе один из заводов, который выпускает антисептики, например. Еще в Пензенской же области у «Биотэка» есть аптечная сеть ООО «Фармация», которая отпускала всем местным льготникам, как я понимаю, бюджетные лекарства».
На рынке дистрибьюторов России «Биотэк» входит в десятку. А по объему госзакупок он находится на третьем месте после «Р-Фармы» и «Фармстандарта». Оборот группы «Биотэк» за прошлый год составил 45 млрд рублей. По данным СПАРК, с 2017 года группа Бориса Шпигеля получила госконтрактов на сумму в 51 млрд рублей. 2019-й и 2020 годы были самыми успешными, а с начала этого года «Биотэк» уже заключил контрактов почти на 4,5 млрд рублей. В пандемийный год группа занимала 6% госзакупок, поставляла препараты, которые использовались от ковида — «Фавипиравир» и «Арепливир». В числе самых дорогих закупок были лекарства против опухолей, а также препарат от спинальной мышечной атрофии, за 128 млн рублей — это первый контракт для благотворительного фонда «Круг добра», созданного по указу президента.
Именно вокруг госзакупок и строится уголовное дело против Шпигеля. К сожалению, взятки в этой сфере не редкость, а основа, отмечает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Это очень коррупционноемкая область, если не самая главная на сегодняшний день. Каждый чиновник на своем уровне, если он имеет прямое или косвенное отношение к государственным закупкам, распределению денежных средств и может как-то повлиять или дать указания, это не значит, что они получают за это деньги, но какой-то административный ресурс у него тут же возникает. А дальше складывается ситуация, что, кто главный игрок на административном рынке — мэр города, губернатор — любой, кто может поставить подпись, технически попадает в поле зрения правоохранительных органов, ему уделяется пристальное внимание, задерживают очень многих администраторов здравоохранения. Если компания отказывается от честной конкуренции, а идет по направлению использования административного ресурса и коррупции, значит, это, скорее всего, единственная возможность для нее занять серьезную нишу».
В этом году стало известно, что «Биотэк» Шпигеля потерял госконтракт на поставку самого дорогого лота программы Минздрава — препарата Экулизумаба, от заболеваний крови. Контракт на 4,5 млрд рублей ушел «Фармстандарту». А в прошлом году «Биотэк» обвиняли в махинациях с поставками тестов на ковид. Как писали СМИ, тесты вместо голландских были китайскими, а их точность — гораздо ниже заявленной, но в «Биотэке» все обвинения отрицали.