Кроссовки из льна и каучука: курс на натуральное
Производство кроссовок растет невероятными темпами — каждый год в мире выпускается 23 млрд пар. Но зачастую в них используются материалы, оставляющие углеродный след: пластик, резина и нефть. Около 300 млн пар обуви, по данным обувного стартапа Nothing New, каждый год выбрасывается на свалку. На то, чтобы одна пара кроссовок полностью разложилась, требуется в среднем 30–40 лет. Если в прошлом покупателей мало интересовало, как была изготовлена обувь, сейчас ситуация меняется. Миллениалы задают тенденцию на экологичность и хотят носить натуральное. Кто из обувных компаний освоил нишу рынка раньше всех? Хорватия: натурально на 97% В 2009 году, когда братьям Домагой (Domagoj) и Хрвое Болжар (Hrvoje Boljar) исполнилось по 20 лет, они унаследовали обувную фабрику своего отца в Загребе. К тому времени оба учились в местных вузах. Домагой изучал предпринимательство, а Хрвое — промышленный дизайн. Братьям досталась сложная задача — сделать из обанкротившегося предприятия процветающий бизнес. Но им удалось вывести фабрику Roosvai из кризиса и начать производство кроссовок для других люксовых брендов. Однако вскоре оба осознали, какой непоправимый ущерб обувная промышленность наносит окружающей среде. «За время работы мы увидели пагубное влияние обувной промышленности на окружающую среду. Мы поняли, что делаем мусор и используем ужасные материалы. Большая часть обуви сделана из кожи или синтетики. И хотя большинство людей считает кожу натуральной, 85% этого материала содержат токсичные химические вещества и тяжелые металлы, которые ложатся тяжелым бременем на экосистему Земли», — рассказывает «Инвест-Форсайт» Домагой Болжар. Братья решили использовать свои знания и опыт, чтобы производить более экологичную обувь. На разработку технологии ушло пять лет. За это время они объездили почти весь мир в поисках натуральных материалов, которые бы могли заменить синтетику и пластик. В 2019 году братья Болжар выпустили первое поколение экологических кроссовок под брендом MIRET. На 97% они изготовлены из натуральных компонентов — конопли, кенафа, льна, пробкового дуба, кукурузы, джута, эвкалипта, каучукового дерева и новозеландской шерсти. Остальные 3% — синтетический клей и полиэфирные нити. Первая партия в количестве 800 пар разошлась моментально. «Людям это понравилось! После этого мы пошли еще дальше и разработали кроссовки MIRET второго поколения, на 97% сделанные из лучших натуральных материалов, и представили этот проект на Kickstarter. В первые 24 часа он был профинансирован на 200%. Это дало нам толчок для дальнейшей разработки и поиска решения оставшихся 3%, чтобы создать полностью экологичные кроссовки, не содержащие пластика», — добавляет Домагой. На Kickstarter MIRET собрал $68 210. Всего стартап из Загреба получил $490 тыс. инвестиций, включая гранты от EIT Climate-KIC Accelerator. За прошлый год братья Болжар изготовили около 1000 пар для бэйкеров с Kickstarter и покупателей своего интернет-магазина, еще 500 пар были представлены в рамках зимней коллекции MIRET Forest Dark. В этом году хорватская компания планирует выпустить две новые коллекции. Все материалы она закупает у партнеров-производителей из девяти стран Европейского Союза. «Кроссовки производятся на фабрике в Хорватии, где гарантированы справедливая заработная плата, хорошие условия труда и соблюдается трудовая этика. Основная проблема с поиском подходящих партнеров-производителей — это убедить их обратиться к экологически чистым материалам, которые зачастую дороже синтетических. В каком-то смысле мы не только нашли подходящих производителей, но и убедили их рискнуть с нами», — поясняет Домагой Болжар. Сейчас в его планах — расширить команду, найти инвестиции в размере $2–10 млн и выйти на рынок Германии, США и Азии. «Мы заинтересованы в распространении нашего рынка на весь Европейский Союз и Россию. Это один из крупнейших рынков в мире с большим потенциалом для устойчивой моды, которая уже признана глобальным движением», — заключает он. Эфиопия: свобода и повстанцы Вифлеем Тилахун Алему (Bethlehem Tilahun Alemu) — одна из самых узнаваемых женщин-предпринимателей в Африке. Самая выдающаяся бизнесвумен, по версии African Business Awards. «Самый ценный предприниматель», согласно Всемирной недели предпринимательства 2011 года (GEW). Но мало кто знает, что эти «титулы» — результат тяжелой многолетней работы. Вифлеем Алему выросла в Зенебеворке, небольшой бедной сельской общине в Аддис-Абебе. В детстве она видела, в какой нищете жили члены ее общины. Хотя многие из них были отличными ремесленниками. Это наблюдение натолкнуло ее на бизнес-идею — вручную производить натуральную обувь. Фото: www.bellanaija.com В 2005 году Алему собрала лучших ремесленников общины и основала SoleRebels. Вифлеем хотела превратить эфиопские традиции в международный экологический бренд. Поэтому практически вся обувь компании является переосмыслением знаменитой обуви Selate and Barabasso, которую носили эфиопские повстанцы в XIX веке. Всю обувь — сандалии, кроссовки, слипоны, сапоги — в SoleRebels изготавливают вручную. Подошва и шнурки сделаны из переработанных покрышек. Для производства верха компания использует натуральные материалы: древнее растение Coba, хлопок и джутовое волокно. Всё сырье закупается на месте. «Весь хлопок, который вы видите, вручную собирается, вручную прядется, поэтому весь этот процесс, который мы выполняем, требует огромного количества людей и талантов», — говорит Вифлеем Тилахун Алему. С годами Алему удалось расширить компанию с 5 ремесленников до 400 сотрудников. Большинство из них, по ее словам, получает зарплату в три раза выше по рынку. «Мои родители всегда учили меня относиться к людям с уважением и быть любопытной. Они вдохновили меня учиться и научили ценить тяжелый и честный труд», — добавляет она. Сегодня обувь SoleRebels продается по всему миру — через Amazon, Endless и розничные магазины (цены начинаются от $90). К 2022 году Тилахун Алему планирует открыть около 100 торговых точек в Китае. США: «только птицы» Кроссовки Allbirds можно любить или ненавидеть, но ясно одно — это самый быстрорастущий обувной стартап в США. Кроссовки компании носят Барак Обама, Эмма Уотсон, Опра Уинфри и Мила Кунис. Проект стал прибыльным в первый год работы, а сейчас его оценка достигает $2 млрд. С момента основания в 2015 году Allbirds получил свыше $200 млн инвестиций. Фото: www.shopify.com «Мы увидели возможность вводить новшества, используя натуральные материалы и тем самым создавая более простую и удобную обувь. Люди не покупают экологичность, они покупают хорошие продукты», — считает сооснователь проекта Тим Браун (Tim Brown). История Allbirds началась на футбольном поле в 2008 году. Уроженец Новой Зеландии, профессиональный футболист Тим Браун был недоволен качеством кроссовок «от спонсора». Он захотел изменить ситуацию и сделать удобную обувь. Ему стало любопытно — можно ли в производстве кроссовок использовать мериносовую шерсть вместо синтетики? Оказалось, этот материал идеально подходит для изготовления обуви. В 2015 году Браун представил проект Allbirds на Kickstarter, где в конечном итоге собрал $120 тыс. и нашел своего будущего делового партнера Джоуи Цвиллингера (Joey Zwillinger). Ранее тот работал инженером и экспертом в области возобновляемых источников энергии. Фото: www.shopify.com Обувь Allbirds сделана из новозеландской мериносовой шерсти и эвкалиптового волокна. Шнурки изготовлены из переработанных пластиковых бутылок, а подошва — из сахарного тростника (цены начинаются от $95 за пару). Цель Allbirds — достичь чистых нулевых выбросов. Для этого компания использует 90% переработанного картона для упаковки обуви и работает без посредников. «Напрямую к потребителю» — вся обувь продается через принадлежащий компании сайт и 20 розничных магазинов по всему мру. Отказ от посредников, по словам Брауна, позволил стартапу инвестировать в натуральные материалы и логистику. Автор: Ольга Гриневич Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»