Первое «ковидное» дело: в чем обвиняют Белозерцева и Шпигеля
Главе фармацевтической кампании «Биотэк» Борису Шпигелю, которого обвиняют вместе с пензенским губеранатором, 68 лет. Говорят, он сильно болен. Сам Шпигель в интервью «Коммерсанту» сказал: «Я не жилец». Дело Белозерцева-Шпигеля уже прозвали первым «ковидным», передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Этот особняк в Заводском районе Пензы знают все и давно используют как ориентир. «Губернаторский дом» – именно там следователи нашли полмиллиарда рублей наличными, пистолет без документов и коллекцию дорогих часов. Среди них экземпляр швейцарского бренда Breguet почти за шесть миллионов рублей. О нем еще Пушкин писал в «Евгении Онегине»: «Пока недремлющий Breguet не прозвонит ему обед». По версии следствия, эти часы – подарок от владельца компании «Биотэк» Бориса Шпигеля – взамен на помощь в получении госконтракта.
«Подарил часы губернатору на Новый год. Причем это был такой вынужденный подарок, потому что он ничего не послал в ответ Белозерцеву на его корзинку с фруктами», – отметила член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Марина Литвинович.
В суде Белозерцев признался: когда узнал цену подарка – захотел вернуть. Но в тот момент Борис Шпигель был в Израиле на лечении. А вот в регионе, где процветал его бизнес, с медициной дела обстоят не так хорошо.
«Мы не можем даже в районном центре записаться к врачу. Это катастрофа. У нас катастрофа записаться к специалистам. Но у нас одна из самых динамично развивающихся отраслей – это частная медицина», – рассказал предприниматель Олег Звонов.
С Пензой будущего губернатора региона Ивана Белозерцева связала военная служба. В 92-м он был назначен заместителем военкома. Выйдя в отставку, начал политическую карьеру. Избрался депутатом, потом стал главой Пензы, председателем городской думы, позже возглавил заксобрание области и с этой должности ушел на повышение. Выигрывал два раза губернаторские выборы, люди с надеждой голосовали за настоящего полковника. Но с продвижением по службе росли и финансовые аппетиты.
«Ты видишь, что какая-то фирма с очень хорошей репутацией, которая производит фитинги для нефтянки, имеет связи с Евросоюзом устойчивые. Хорошая фирма. И вдруг тут бах, год назад появляется 50% блокирующий пакет долb с фамилией Белозерцев – Александр. Это старший его сын», – рассказал политолог, журналист Александр Тузов.
Промышленность приносит в бюджет области почти половину доходов. В Пензе выпускают оборудование для добычи ископаемых, компрессоры, арматуру, фанеру, электронику и многое другое. Развито и сельское хозяйство. Тем не менее, Иван Белозерцев принял регион в 2015-м с долгами больше двух миллиардов. Но за пять лет доходы бюджета выросли, и сейчас даже есть возможность откладывать. Поднялась и средняя зарплата с 23 тысяч рублей до 32. Впрочем, это лишь 63 место в рейтинге регионов из возможных 85. Да и больные места области – дороги, нерасселенные коммуналки и общежития никуда не делись. Они начинаются сразу за забором губернаторского особняка.
У жильцов общежития бывшего велосипедного завода много претензий к местным властям. Исправно платят за капремонт, а его все нет. Добраться куда-либо – проблема. Большинство маршрутов общественного транспорта отдали частникам.
«Я как ветеран труда имею возможность взять льготный проездной. Но я его не беру, потому что я не могу им воспользоваться. Мы, конечно, не можем сравнивать себя с Москвой, где не ветераны, а пенсионеры ездят бесплатно, то почему бы нам не сделать», – рассказала жительница г. Пензы Любовь Новикова.
За время пандемии редкий житель Пензы мог позволить себе купить медицинскую маску. Тесная связь фармацевтического магната и губернатора не могла сдерживать розничные цены.
«Маски вроде как шили на базе, кстати, организации Бориса Шпигеля, но масок этих никто так и не увидел в аптеках», – поделился политолог, журналист Александр Тузов.
Бизнесмена, который, как считает следствие, дал взятку губернатору, задержали в аэропорту. Его фирма хоть и является одним из крупнейших поставщиков лекарств в России, сам он за здоровьем не следил. Не смог даже подняться на второй этаж Басманного суда. А в ходе заседания ему пришлось вызвать «скорую». Уже в больнице врачи выявили у него сердечную недостаточность и онкологию вдобавок. Но со второй попытки Шпигеля арестовали.
«Возле Шпигеля стоит специальный аппарат, который помогает ему дышать ночью. Без этого аппарата, я так понимаю, он просто задохнется и умрет. Кроме того, видно, что он не может сдвинуться с места, и сотрудники его выводят в туалет. В камере он не может воспользоваться туалетом, там просто отсутствует унитаз, там дырка в полу», – рассказал правозащитник, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Марина Литвинович.
Борис Шпигель свой бизнес начал в 90-е. На базе НИИ сельхозбиотехнологий создал фирму «Биотэк», которая покупала за границей лекарства и продавала их в России. Со временем компания обросла сетью аптек, парой заводов и частной клиникой. Но основную прибыль приносят госзакупки.
«Вину он не признает, он считает, что все это связано с попыткой отобрать у него бизнес. Что все это происходит потому, что его компания работает на фармакологическом рынке, и сейчас этот рынок контролируется разными силовиками. По его словам, его компания оказалась единственной, которая не контролировалась, то есть не имела никакую крышу, скажем так», – отметила правозащитник, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Марина Литвинович.
Шпигель, говорят журналисты, любил ходить по офису в тапочках. На левой написано «всегда», на правой – «прав». К тому же он – бывший зять и продюсер «золотого голоса» России Николая Баскова, а еще был сенатором от Пензенской области, хотя в Пензе никогда не жил. Но должность могла служить продвижению бизнеса в регионе. Его фирма – одна из тех, кто во время пандемии вдвое увеличила выручку, она составила больше 40 миллиардов рублей. Это притом, что бюджет всей Пензенской области чуть больше 57 миллиардов. «Биотэк» поставляла в госучреждения всех регионов антивирусные препараты, тесты, и маски. Самые большие контракты – с Кировской, Свердловской, Новгородской областями и с Санкт-Петербургом.
Компания Бориса Шпигеля уже была замешана в скандалах с закупками, когда в 2006-м за взятки от поставщиков лекарств осудили всю верхушку фонда ОМС. Но Шпигель тогда избежал преследования. Правоохранители считают, что бизнесмен передал теперь уже бывшему губернатору Пензенской области только 31 миллион рублей из полумиллиарда. Откуда остальное, еще предстоит разобраться.